Re (3): "Фабрика грёз" — продолжение практикума
Дорогой А.Л., честь Вам и хвала! В результате у нас помаленьку получается для многих, надеюсь, любопытная историческая сводка. Но по порядку. Я думаю, что придется вывести на сеть мемуары Н.И. Сахновского «Столетие нашей Борьбы», изданные им самим «на правах рукописи»: переплетенные тетрадочки отпечатанных на машинки страниц. Все это увидело свет в 1985 г. в Буэнос-Айресе. Книга нуждается в комментариях и пояснениях. Там же, кстати, поминается и Братство Русской Правды, каковое, впрочем, не жалуется. Я не назвал его особо, поскольку воспоминания о нем носят «пререкаемый» характер вплоть до причисления его к созданным чекистами системам. Касательно Митр. Антония(Храповицкого), БРП и иных радикальных групп. В письме к полк. Т.А. Аметистову от 3/16 июня 1921 года читаем: «Наши патриоты требуют моего временного пребывания в Берлине по особым делам». Имеются в виду «дела», связанные с прошедшим Монархическим съездом в Рейхенхалле. Надо бы, конечно, цитировать и комментировать обширнее, но это уж совсем иного рода деятельность сэдля большой статьи. Скажу только, что по свидетельствам знавших его лиц (и свидетельства эти подтверждают документы) в политических вопросах Владыка был «детски наивен», эти последние слова принадлежат Николаеву, автору замечательной книги «Восточный Обряд». О боевиках-террористах с «белой стороны» опять-таки, надо обширнейше приводить из главного знатока: Б.В. Прянишникова; старец, рожденный в 1902 г. еще жив, но я не решаюсь его тревожить распросами. У писаний Прянишникова есть одно важное преимущество: он не одержим простительным стремлением выдавать желаемое за достигнутое. Результативность русских заграничных боевиков исчезающе, пренебрежимо низка. Я уж не говорю, что практически все их действия так или иначе контролировались ГПУ. И вновь это вполне отдельная и трагическая материя. «Сидение на чемоданах» в качестве настроения доминантного, совершенно исчезло с середины 30х. Просто было немало отдельных лиц каменного, стального упорства. Они, скажем, карегорически отказывались принимать подданство даже Югославянское, заявляя «я уже один раз присягал». Но при всем при этом! определение «безнравственный» применительно к деяниям русской военно-национальной эмиграции, кажется мне взятым из иного обихода. Они вели войну, которую не желали проигрывать. Большевицкий окупационный режим не был для них ни при какой погоде, ни в какой мере правопреемником законной власти в России Исторической. Поэтому все роды и виды воздействия на него рассматривались как допустимые. Соображение, согласно которому добраться до московско-петроградских вождей можно только ценой сотен и сотен тысяч русских жизней, разумеется постоянно высказывалось, столь же постоянно обсуждалось. Но можно ли требовать от таких людей как ген. Скородумов, Краснов, тот же Н.И. Сахновский и неперечисленного великого множества иных, чтобы они на этом основании сложили оружие? Признали, что Гитлер это плохо, а Сталин с Кагановичем хорошо? Я намеренно упрощаю аргументационную схему, чтобы не забросать ситуацию подробностями. То, что Русский мiр должен быть восстановлен силой - представлялось им аксиомой. И последнее в этом разделе нашего практикума. В возможность этакой самостоятельной германской победы из серьезных людей не верил ,как-будто, ни один. Разве что ген. Шатилов? Что же до безчисленных выражений радости в официальных резолюциях к ним следует отнестись так, как относились к ним авторы-составители. Есть весьма краткая формула, принадлежащая Митр. Сергию (Воскресенскому), т.н. Сергию- «младшему»: «Не таких обманывали, с НКВД справлялись, А этих колбасников обмануть нетрудно». С интересом жду Вашей порции свидетельских показаний с комментариями.