От Иван
К Иван  
Дата 01.02.2001 13:02:05
Рубрики Прочее;

Re: Выступление священников Олега Стеняева и Алексия Масюка на Круглом столе

О. Олег Стеняев: Мы должны придерживаться именно соборного принципа, это великое наше достояние. В этом смысле, в православной церкви нет авторитетов, я имею в виду конкретных людей, отдельно взятых. По этому поводу св. первоверховный апостол Павел говорил: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1,8).
 
В православном миропонимании авторитетом является само учение церкви. И насколько иерархи, насколько священнослужители, насколько миряне верны святоотеческому преданию и духу Священного писания, это и показывает нашу православность или отсутствие таковой. Если говорить о проблеме ИНН, в писании сказано: “15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть” (Тит 1,15). Действительно, если номер дается человеку какими-то другими людьми, иногда это делается без его согласия, может ли это осквернить человека? Я согласен с митрополитом Кириллом, что это не осквернит человека.
 
Но в библии есть очень интересные тексты о блуде. Там рассказывается, что если девицу насиловали в городе, но она не кричала, то она должна быть наказана вместе с тем человеком, который ее насиловал. Это от блуда. Другое дело, если ее насиловали в поле, она могла кричать, могла не кричать, это бесполезно. Мы должны понять, что если возникла такая ситуация, что нам хотят присваивать цифровые имена, и мы будем молча соглашаться с этим фактом в нашей теперешней жизни, то это будет означать, что мы будем участвовать в акте духовного блуда.
 
Далее. Кто дает имена? Адам – это был человек, который был создан по образу и подобию Бога, и мир природы был передан Адаму, чтобы он господствовал и владычествовал над этим миром. Адам давал имена животным, потому что он был господин, он был царственным священством в раю. Мы знаем, что имена детям дают их родители, мы знаем, что Господь давал новые имена апостолам. Имена дает тот, кто господствует, кто владычествует, и если нам будут имена присваивать люди, не имеющие отношение к нашей жизни, к нашей церкви, без сомнения, это проблема.
 
Наши предки относились к именам очень серьезно. Я приведу один интересный случай. В ХIХ веке в одной из центральной губерний в России был судебный процесс над человеком, имя которого Федор. Он совершил такое страшное преступление, что собралось множество Федоров той губернии перед зданием суда, и они требовали от губернатора и правящего архиерея, чтобы на время судебного процесса этого преступника как-то переименовали, чтобы имя св. Феодора Стратилата не стояло рядом со страшным преступлением, которое совершил этот человек. И было решение архиерея о том, чтобы на время суда его называть “Нефедор”, а после вынесения приговора имя ему вернулось, потому что наступил период его покаяния, и крест свой он должен был нести до конца.
 
Имя имеет очень большое значение. И когда кто-то покушается на наше имя, да, это не оскверняет нас, если это делается без нашего согласия. Но если это делается с нашего молчаливого согласия, то мы становимся участниками такой странной бесовской мистерии. Мой покойный дед Журавлев Егор Аркадьевич, был в фашистском концлагере. Я мальчиком видел на руке его номер, он был на всю жизнь. И когда мой дед хотел подчеркнуть ужас фашизма, он показывал этот номер. Я считаю, что это оскорбление памяти тех людей, которые прошли через фашистские концлагеря, это оскорбление наших религиозных чувств.
 
Вспомните, когда происходила революция, с чего она начинались? С того, что меняли имена, появлялись всякие Лампочки, Трактора, давали детям самые странные имена. По этому поводу даже существует церковный анекдот. Приходят к батюшке крестить девочку и говорят: “Ее родители хотят назвать Трактором”. Священник спрашивает: “Какую же молитву будем читать?” Говорят: “Читайте об освящении всякой нечисти”.
 
Мы должны понять, что мы не товар какой-то, неодушевленные предметы, мы должны уважать свои святыни. Да, нас будут называть как угодно, мы знаем, что на Господа клеветали, называли Его всякими страшными словами, сравнивали Его с Вельзевулом и т.д., но никогда мы, православные не должны с этим соглашаться. Нас не оскверняет, когда на нас клевещут или когда на нас нападают, но мы никогда не должны соглашаться с тем, что нам пытаются навязать образ жизни, который совершенно не соответствует нашему православному миропониманию.
 
Надо помнить о том, что православие это, прежде всего образ жизни. И мне хочется подчеркнуть то, что уже прозвучало: мы можем по разному относиться к проблеме ИНН, но уже сейчас есть огромное количество людей, которые реально пострадали от этой возникшей ситуации. В писании сказано: “Болит ли один член – страдает все тело”. Поэтому эту проблему надо решать сразу в двух плоскостях. Как религиозная проблема, и иерархи не ставят крест на этой проблеме, она обсуждается, она решается. Должно быть решение Синода, и мы обязаны высказываться по этому вопросу. Но с другой стороны звучит правовая проблема: нам надо защищать православных христиан, которые оказались изгнанными с работы, оказались без средств к существованию. Таких людей достаточно много. Я работаю на радио “Радонеж”, и нам часто звонят на радио, задают вопрос: “Что нам делать?” Одного уволили, другого перевели на худшую работу и т.д. Мы не можем быть безучастными к тому, что наши братья и сестры подвергаются гонениям.
 
И последнее, что я хотел бы сказать. Эту проблему надо решать в плоскости святоотеческого представления об этом вопросе, с точки зрения Священного Писания. Я думаю, что разумно было бы собрать конференцию (?), на который бы высказывались самые разные взгляды, разные подходы были бы озвучены, чтобы дать именно религиозную оценку этой ситуации, этой проблеме по которой мы сейчас ведем обсуждение.
 
 

 
 
О. Алексий Масюк: В Санкт-Петербурге существует движение, именуемое “За право жить без ИНН”. И что интересно, за короткое время, не имея никакой организационной поддержки, ни финансовых средств, это движение собрало 6 тысяч подписей, которые были направлены в соответствующие правительственные органы и структуры с обращением по отмене этого закона. Но более важна духовная сторона этой проблемы, поэтому так трудно вести пропаганду среди людей, не осознающих, что такое язык символов, им сложно это понять. И правильно сказал тут один из докладчиков, что антихрист тестирует население, насколько человечество духовно подготовлено к тому, чтобы впасть в полный маразм, невменяемость в смысле реальном и символическом.
 
Сторонники ИНН ссылаются на то, что мол, отдайте кесарю кесарево. Это вам скажут в налоговой инспекции. Видимо, их тоже подковывают по части религиозной терминологии, и они выдвигают такой тезис. Но посмотрим, что имел в виду Господь, когда взял монету с изображением кесаря и сказал эту фразу. Он имел в виду и то, что власть денег, безусловно, самая обширная по своим возможностям власть, потому что она проникает во все сферы человеческой и социальной жизни, она должна принадлежать государству. Государству в лице кесаря. Против кесаря Господь в Евангелии не сказал ни одного отрицательного и даже протестующего замечания. Власть кесаря установлена от Бога, потому что Господь предвидел, что придут времена, когда государственная власть станет союзницей церкви, что, мы знаем, и произошло во времена Константина Великого.
 
Почему Господь признает власть кесаря и отдает денежную власть в его руки? Потому что эта власть презентативна, она очевидна для общества, и она ответственна в силу этого. Что происходит сейчас? Происходит не только лишение государственного суверенитета, но и изымается у государства денежная власть, самая эффективная и самая решающая, и передается в руки совершенно иных сил. Это, современным языком называя, финансовая олигархия, мировое правительство, а в понятиях евангельских, это власть Ирода, власть богоборческая, власть фарисеев, власть менял, ростовщиков и банкиров. Она конечно, противоположна власти кесаря, она никогда не признает над собой власти Бога как духовного приоритета, как духовной ценности, потому что эта власть закулисная, законспирированная, тайная, и, следовательно, она совершенно безответственна. И никакие общественные движения, никакие парламенты, социальные структуры не могут потребовать от нее ответа на те или иные действия, а она-то и является решающей в современном мире. Потому что все презентативные государственные власти оказываются в руках у этой мировой финансовой олигархии, они сами берут в долг деньги, идут в зависимость добровольную к этим олигархам. То есть речь идет о власти.
 
Поэтому когда верующие сопротивляются, они сопротивляются по сути дела не власти кесаря, не государственной власти, а той нарастающей власти, которая фактически аннулирует государственную власть. И действительно, символика в этом процессе имеет огромное значение. Нельзя говорить: “А какой вред, если мне присвоят номер, а какой вред от трех шестерок?” Дело в том, что в духовном мире, который отделен от нашего человеческого, от мира земнородного единственным языком, единственным мостиком, который связывает наш материальный мир с миром духовным и невидимым, является, конечно, символ. Символ является основой и таинства, и мистерии, и наша основная молитва называется “Символ веры”. В конце концов, для неверующего и крест – это просто геометрическая фигура. Для нас же – сила крестная, которая побеждает врагов, побеждает духовный мир, трепещут демоны креста! То же самое и с тремя шестерками. Важно не то, в каком порядке стоят те или иные цифры, не стоит, конечно, вырывать страницы из своих учебников с номером 666, в этом случае происходит явное передергивание. Но то, что 666 несет религиозный смысл духовный, символический и связывает нас с определенными духовными сущностями, это отрицать нельзя, иначе мы бы не были верующими, людьми, не понимающими этот таинственный язык символов.
 
Одним словом, трех шестерок нет в ИНН, которые нам раздают, но они появятся, как только этот номер будет прочитан компьютером. Потому что компьютер не может читать без этих сигнальных полос номер, а каждый раз оператор не может набирать 12 номеров, поэтому удобней, конечно, перевести этот штрих-код, который будет автоматически считываться. Вот в чем проблема, вот когда появляются три шестерки. Это действительно надо прихожанам объяснять. В том случае, если ИНН будет представлен в виде штрих-кода, когда перейдет на электронный язык. Поэтому этот символ и провозглашает отмирание государства, об этом писали еще и Ленин и Маркс, причем, какое государство? Государство остается, еще более тоталитарное, если читать документы нового мирового порядка. Отмирает государство, как нравственная сила, как удерживающее мир от зла. Таким государство ответственным, презентативным и являлось. Как только государство переходит в область законспирированности и тайны, оно наоборот становится поощряющим зло.
 
Этот нравственный момент православные должны понимать. Строится новая мировая утопия. Как всякая утопия она, безусловно, рухнет, как, например коммунизм. Но какие последствия у этого крушения будут? Коммунизм не был построен, но какой нравственный урон он нанес нашему народу! Это страшное катастрофическое положение с пьянством, с наркоманией, люди даже не могут создать семью, безверие, безделье, неспособность пойти в церковь, хотя никаких внешних препятствий для этого нет. Все это плоды нравственного повреждения коммунистической утопии, которая не построила какой-то порядок, какое-то благоденствие, которое является приманкой для социалистов-утопистов, оно разрушило человеческую сущность.
 
Тоже самое видим и мы из доклада Гордеева, то есть что произойдет? Так как современная экономическая либеральная теория говорит, что не важно иметь абсолютную массу капитала или товара. А достаточно, чтоб капитал и товар стремительно двигались. Вот что важно для благосостояния общества. Как только человек принимает номер, он входит в эту рыночную мировую систему и становится товаром, как рабочая сила, и будет стремительно перемещаться. Поэтому не нужно много специалистов каждой стране по той или иной области, достаточно, чтобы они легко переводились из одной страны в другую, легко общались. Происходит полное раскрепощение человека от религии, которую он исповедует, от првязанности к Родине, к семье, то есть человек по-новому оформляется новым мировым порядком.
 
Действительно, какая разница, есть гамбургеры и пить кока-колу в России или в Рио-де-Жанейро? Одним словом, утопия разрушает нравственное и духовное состояние человечества, просто приводит к абсурду остатки христианской культуры, христианской морали, которая еще присутствует в жизни современного общества. Поэтому может ли христианин поддерживать строительство этой культуры в свете вышесказанного? Конечно нет!!! Он может только отрицать это и активно противостоять этому.
 
Еще говорят, что мы же ходили все с серпастыми и молоткастыми паспортами, и ничего. То есть, говорят, что они не нанесли якобы вред нашим душам. Мы даже не представляем, какой вред нанесен этой символикой нашему этносу! Мы же в совершенно ином качестве, мы же совершенно другой народ. И это все произошло в силу серпастого и молоткастого. И, кстати, многие ведь не приняли его, были беспаспортные христиане, которые пошли в ГУЛАГи, скитались, были странниками. И мы сейчас видим, что они совершенно были правы. Пусть их было мало, но Бог не в силе, а в правде. Так что такие возражения не приемлются нами. Да, вред духовный был нанесен. А мы потомки всех тех, кто принял серпастый и молоткастый, и это, безусловно, отразилось и на нашем духовном состоянии.
 
 
Почему такая аморфность, почему такая безынициативность, почему такое равнодушие к вопросам духовным? Ведь если не брать даже Святую Русь, в которой вопросы религии и веры были вопросами центральными, столбовыми для каждого человека. Возьмем Западную Европу, какую-нибудь из бывших христианских стран. Не было для простого безграмотного человека, и даже для представителя власть придержащих не было вопроса более важного, чем вопросы веры, религии, вероисповедания. Теперь же мы видим человечество, и в частности в нашей стране людей, которые массово пришли к выводу, что можно жить без этих вопросов, они даже не знают об их существовании. Это говорит о том, что произошла какое-то качественное изменение, духовная мутация целого народа. И все это на языке символики было обозначено, определено, направлено, и привело к тем плодам, о которых мы говорим. Тут еще много можно говорить на эту тему, я просто оппонирую тем людям, которые приуменьшают …
 
 
Реплика. Страшно было не взять паспорт, а страшен был вопрос : «Ты верующий или нет?»
 
 
О.Алексий: Что такое вера? Как мы можем выразить нашу веру? Только символическим языком. Православие, правильно о. Олег Стеняев сказал, это образ жизни, это символическое выражение веры человека во всей его повседневной жизни. Мы крестимся, молимся перед едой, освящаем наше жилище и т. д. Если мы отречемся от этого, скажем, что вера у нас в душе, то мы перестанем быть православными.