От Николай п.
К All  
Дата 01.02.2001 12:12:13
Рубрики Прочее;

Св. Игнатий. Афонские старцы могут ошибаться (и в вопросе об ИНН?)

Добрый день, уважаемые братья и сестры!
 
 
По поводу статьи архимандрита Рафаила...
 
 
Вот ссылка на статью святителя Игнатия Брянчанинова «О прелести»
 
 
http://www.orthodox.spb.ru/ascet/prelest.html
 
 
Там сказано, что афонские монахи могут, в принципе, ошибаться. Если уже во времена святителя Игнатия это могло быть возможно, то сейчас, увы, и подавно.
 
 
// Со мною был следующий, достойный замечания случай. Посетил меня однажды Афонский иеросхимонах, бывший в России за сбором. Мы сели в моей приемной келий, и он стал говорить мне:  Помолись о мне, отец: я много сплю, много ем . Когда он говорил мне это, я ощущал жар, из него исходивший, почему и отвечал ему:  Ты не много ешь, и не много спишь: но нет ли в тебе чего особенного?  и просил его войти во внутреннюю мою келию. Идя перед ним, и отворяя дверь во внутреннюю келию, я молил мысленно Бога, чтоб Он даровал гладной душе моей попользоваться от Афонского иеросхимонаха, если он истинный раб Божий. Точно: я заметил в нем что-то особенное. Во внутренней келий мы опять уселись для беседы, и я начал просить его:  Сделай милость, научи меня молитве. Ты живешь в первом монашеском месте на земле, среди тысяч монахов: в таком месте и в таком многочисленном собрании монахов непременно должны находиться великие молитвенники, знающие молитвенное тайнодействие и преподающие его ближним, по примеру Григориев Синаита и Паламы, по примеру многих других Афонских светильников . Иеросхимонах немедленно согласился быть моим наставником, и, о ужас! С величайшим разгорячением начал передавать мне вышеприведенный способ восторженной, мечтательной молитвы. Вижу: он в страшном разгорячении! У него разгорячены и кровь, и воображение! Он в самодовольстве, в восторге от себя, в самообольщении, в перелести! Дав ему высказаться, я начал понемногу, в чине наставляемого, предлагать ему учение святых Отцов о молитве, указывая его в Добротолюбии, и прося объяснить мне это учение. Афонец пришел в совершенное недоумение. Вижу, он вполне незнаком с учением Отцов о молитве! При продолжении беседы говорю ему:  Смотри, старец! Будешь жить в Петербурге, никак не квартируй в верхнем этаже; квартируй непременно в нижнем .  От чего так?  возразил Афонец.  От того, отвечал я что если вздумается ангелам, внезапно восхитив тебя, перенести из Петербурга а Афон, и они понесут из верхнего этажа, да уронят, то убьешься до смерти: если ж понесут из нижнего, и уронят, то только ушибешься .  Представь себе, отвечал Афонец, сколько уже раз, когда я стоял на молитве, приходила мне живая мысль, что ангелы восхитят меня, и поставят на Афон!  Оказалось, что иеросхимонах носит вериги, почти не спит, мало вкушает пищи, чувствует в теле такой жар, что
 
зимою не нуждается в теплой одежде. К концу беседы пришло мне на мысль поступить следующим образом: я стал просить Афонца, чтоб он, как постник и подвижник, испытал над собою способ, преподанный святыми Отцами, состоящий в том, чтоб ум во время молитвы был совершенно чужд
 
всякого мечтания, погружался весь во внимание словами молитвы, заключался и вмещался, по выражению святого Иоанна Лествичника, в словах молитвы ( Лествица, Слово 28, гл. 17.).
 
 
При этом, сердце обыкновенно содействует уму душеспасительным чувством печали о грехах, как сказал преподобный Марк Подвижник:  Ум, неразвлеченно молящийся, утесняет сердце: сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижить  (Псал. L, 19. Слово о молящихся от дел оправдитися, гл. 34, Добротол. ч. 1.).
 
 
Когда ты испытаешь над собою, сказал я Афонцу, то сообщи и мне о и, плоде опыта; для меня самого такой опыт неудобен по развлеченной жизни, проводимой мною . Афонец охотно согласился на мое предложение. Чрез к несколько дней приходит он ко мне и говорит:  Что сделал ты со
 
мною? .к  А что?   Да как я попробовал помолиться со вниманием, заключая ум в к слова молитвы, то все мои видения пропали, и уже не могу возвратиться к ним . Далее в беседе с Афонцем я не видел той самонадеянности и той дерзости, которые были очень заметны в нем при первом свидании и которые обыкновенно замечаются в людях, находящихся в самообольщении, мнящих о себе, что они святы, или находятся в духовном преуспеянии. Афонец изъявил даже желание услышать для себя мой убогий совет. Когда я посоветовал ему не отличаться по наружному образу жизни от прочих иноков, потому что такое отличие себя ведет к высокоумию (Лествица, Слово 4, гл. 82, 83. Преподобный Варсанофий Великий, ответ 275. Житие и наставления преподобного Аполлоса, Патерик Алфавитный.): то он снял с себя вериги и отдал их мне. Чрез месяц он опять был у меня, и сказывал, что жар в теле его прекратился, что он нуждается в теплой одежде, и спит гораздо более. При этом он говорил, что на Афонской горе многие, и из пользующихся славой святости, употребляют тот способ молитвы, который был употребляем им, научают ему и других. Не мудрено! Святой Симеон, Новый Богослов, живший за восемь столетии до нашего времени, говорит, что внимательной молитвой занимаются очень немногие (О третьем образе молитвы. Добротолюбие ч. 1.). Преподобный Григорий Синаит, живший в четырнадцатом столетии по Рождество Христово, когда прибыл на Афонскую гору, то нашел, что многочисленное монашество еЈ не имеет никакого понятия о умной молитве, а занимается лишь телесными подвигами,    совершая молитвы лишь устно и гласно (Житие преподобного Григория Синаита, Добротол. ч. 1.). Преподобный Нил Сорский, живший в конце 15 и начале 16-го века, посетивший также Афонскую  гору, говорит, что в его время число внимательных молитвенников оскудело до крайности (Предисловие к Преданию или Уставу Скитскому.).
 
 
С уважением, Николай