От SILVER
К All  
Дата 12.06.2001 06:50:58
Рубрики Прочее;

Есть ли будущее у России ?

Как пример того , что теории этногенеза Гумилева может дать неплохую базу для анализа исторических процессов и прекогностики , предлагаем посмотреть образец такого анализа .
 
 
Подробнее : на www.hot.ee/silvertrack
 
 
РОССИЯ
 
 
ВЕЛИКОРОССИЙСКИЙ СУПЕРЭТНОС
 
 
Общепринятая трактовка становления российского народа гласит ,  что линия исторической преемственности идет от древней Руси , через Киевскую и Московскую Русь к современной России . Фактически же , можно вести речь только о частичной генетической и культурной преемственности . Произошедший в 1 веке н.э. пассионарный толчок , вызвавший экспансию славянских племен , расселившихся по огромной территории , дал жизнь Древнерусскому этносу . Во времена Киевской Руси этот этнос находился уже в инерциальной стадии ( фаза цивилизации ) . Вторжение Монголов  произошло в момент , когда древняя Русь уже исчерпала свой пассионарный потенциал ( фаза обскурации ) и соответственно не могла оказать никакого серьезного сопротивления . Таким образом , гибель ее , была неизбежна и не стоит возлагать на Батыя роль злого рока . Не было бы его , нашлись бы другие желающие добить умирающий этнос . Пассионарный толчок , положивший начало великороссийскому суперэтносу , произошел в Х111 веке н.э. , что привело к появлению на арене истории фактически нового народа , создавшего совершенно оригинальные поведенческие доминанты . Попробуем разобраться в причинах появления этих оригинальных этнических стереотипов и их последующем влиянии на ход российской истории .
 
По подсчетам русского историка В.О. Ключевского , Великороссийский этнос в период своего становления за 234 года (1228-1462 гг. ) вынес 160 внешних войн .
 
"Московское государство , — пишет Ключевский , — зарождалось в Х1V веке под гнетом внешнего ига , строилось и расширялось в ХV -XV1 вв. среди упорной борьбы за существование на западе , юге и юго-востоке ... Оно складывалось медленно и тяжело . Мы теперь едва ли можем понять и еще меньше можем почувствовать , каких жертв стоил его склад народному благу , как он давил частное существование . Можно отметить три его главные особенности . Это , во-первых , боевой строй государства . Московское государство — это вооруженная Великороссия , боровшаяся на два фронта ..
 
Вторую особенность составлял тягловый , не правовой характер внутреннего управления и общественного состава с резко обособлявшимися сословиями ... Сословия различались не правами , а повинностями , между ними распределенными . Каждый был обязан или оборонять государство , или работать на государство , то есть кормить тех , кто его обороняет . Были командиры , солдаты и работники , не было граждан , т.е. гражданин превратился в солдата и работника , чтобы под руководством командира оборонять отечество или на него работать . Третьей особенностью московского государственного порядка была верховная власть с неопределенным , т.е. неограниченным пространством действия ... "
 
Следует понимать , что жертвенность и самоотречение вообще присущи этносам , находящимся в фазе пассионарного подъема . Разница состоит только в степени исторической востребованности этой жертвенности . Романо-германский
 
( европейский) суперэтнос , проходил фазу подъема в относительно тепличных условиях . Благоприятное географическое положение на полуострове Европа , находящемся в достаточном удалении от зон тогдашних пассионарных толчков , позволило избежать существенного внешнего давления . Россия находилась в принципиально другой ситуации . Волею судеб , поставленная на оживленном мировом перекрестке , она постоянно подвергалась сверхвысокому давлению извне . А ведь она была довольно малонаселенной страной . Если к 1500 году в Италии и Германии жило по 11 миллионов человек , то в России в 1678 году , имелось всего лишь 5,6 миллиона жителей . Вот тебе и «азиатские орды » русских ! Многовековое существование в перманентном режиме «осажденной крепости »сформировало совершенно оригинальные этнические стереотипы .
 
ПРИМАТ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА НАД ПРАВАМИ И СВОБОДАМИ ЛИЧНОСТИ .
 
Европейские пассионарии могли без помех заниматься внутренними разборками ( пусть и достаточно жестокими) в свое удовольствие . Это не угрожало самому существованию этноса . В России же , любое существенное ослабление центральной власти неизбежно приводило к тому , что через возникшие в системе внешней обороны бреши , прорывались кочевники и начиналась кровавая резня . Этнические стереотипы кочевниках , возникшие в результате постоянных схваток за пастбища , требовали полного  ( чтобы не осталось мстителя) уничтожения побежденного народа .
 
Такая ситуация требовала создания жесткой системы государственной власти , которая на протяжении многих веков сознательно и  твердо поддерживалась широкими слоями населения страны .
 
ОТСУТСТВИЕ КОМПЛЕКСА НАРОДА — ГОСПОДИНА .
 
Историк Ф.Нестеров писал : « Московское царство было не правовым государством , требовавшим от своих подданных военной службы и тягла , но не представлявшим им взамен прав . Но там , где не было прав , не могло быть и неравенства в правах . Русское бесправное население не могло смотреть свысока на новых нерусских подданных ; в условиях непрекращающейся борьбы на два-три фронта всякий встающий в строй или впрягающийся в общее тягло быстро становился товарищем . Встающий в строй сливался с правящим классом , трудовые же массы разных народов тоже постепенно сближались . Российский элемент играл роль цемента , соединяющего различные этнические компоненты в политическую общность . Мозаичная Российская империя обладала перед лицом внешних угроз твердостью монолита . »
 
После захвата Россией Средней Азии , по ее новым владения совершил путешествие маркиз Керзон ( будущий вице-король Индии , министр , лорд ) . Он оставил следующие рассуждения : « Завоевание Средней Азии — это завоевание восточных народов восточным же , одноплеменным с ним народом . Это сплав твердого металла со слабым , а не вытеснение неблагородного элемента более чистым . То не цивилизованная Европа отправилась на покорение варварской Азии . То не крестовый поход девятнадцатого века с его нравственными методами . Это варварская Азия после некоторого пребывания в Европе ( имеется в виду , конечно , Россия ) возвращается по собственным следам к своим родственникам ». Историк Ф. Нестеров , не без ехидства , откомментировал это так : « В этих словах весь Керзон , расист и русофоб . И русофоб в значительной , если не в преобладающей степени именно потому , что расист . То , что он назвал » вытеснением неблагородного элемента более чистым « , а мы предпочитаем называть пусть менее красиво , но зато более точно — геноцидом , действительно служило характерным признаком колониальной экспансии Запада в целом . Во всяком случае , политика » вытеснения « туземцев с их родных земель проводилась повсюду , куда ступала нога европейца . При этом » благородный « европейский элемент либо преуспевал в этой »цивилизаторской миссии « , либо должен был быть выброшен » неблагородной туземной средой « . Третьего дано не было : никаких » сплавов « . Будущему вице-королю Индии было , разумеется , ясно , что » вытеснить « ее коренное население , исчислявшееся десятками миллионов , при всех стараниях британской колониальной администрации все же не удастся , что дальнейшее  развитие событий там пойдет , как это ни горько признать , по второму варианту . Отсюда и щемление сердца . Вот если бы Россия вытеснила тюркский »элемент" из плодородных оазисов в пески пустынь Каракумы и Кызылкум , заменив его русскими переселенцами , — вот тогда ее приняли бы в семью европейских народов , а ее « подвиг » был бы признан « крестовым походом девятнадцатого века с его нравственными методами » . Но этого-то как раз и не было сделано ! Вот почему ее назвали « варварской Азией » , которую тоже нужно вытеснить из Европы , а если можно, то и с белого света каким-нибудь более чистым , без всякой « примеси » арийским элементом . "
 
Вызывает смех , когда Запад , чей позитивный опыт в разрешении межнациональных конфликтах равен нулю , начинает кого-нибудь мирить , будь то в Боснии или в Палестине . Сценарий такого « примирения » всегда один : выбирается одна из сторон ( сотрудничество с которой сулит большие выгоды ) и ей оказывается поддержка , сопротивление противной стороны подавляется со всей возможной жестокостью .
 
Побежденные , затаив злобу и ненависть , ждут удобного случая (иногда веками ) рассчитаться и с победителями и  с « примирителями .» Так и хочется сказать —
 
« исцелись сам » . Ф. Нестеров писал : « В 1690 году англичане под предводительством Вильгельма Оранского нанесли поражение ирландским католикам , и с тех пор каждый год в день битвы проходят они сплоченными колоннами по улицам северо-ирландских городов , демонстрируя свою силу , волю к господству , бросая свое ликование и презрение в лицо сыновей , внуков , правнуков , праправнуков побежденных . » Стоит ли удивляться , что ненависть побежденных пережила века .
 
Еще больший смех вызывают попытки Запада поучать Россию , само существование которой является подтверждением существования принципиально иных методов проведения национальной политики . Лорд Керзон писал : " Россия бесспорно обладает замечательным даром добиваться верности и даже дружбы тех , кого она починила силой ... Русский братается в полном смысле слова . Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия , который в большей степени воспламеняет злобу , чем сама жестокость . Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами . Его непобедимая беззаботность делает для него легкой позицию невмешательства в чужие дела ; и терпимость , с которой он смотрит на религиозные обряды , общественные обычаи и местные предрассудки своих азиатских собратьев , в меньшей степени итог дипломатического расчета , нежели плод врожденной беспечности . Замечательная черта русификации , проводимой в Средней Азии , состоит в том применении , которое находит завоеватель для своих бывших противников на поле боя . Я вспоминаю церемонию встречи царя в Баку , на которой присутствовали четыре хана из Мерва ... в русской военной форме .
 
Это всего лишь случайная иллюстрация последовательно проводимой Россией линии , которая сама является лишь ответвлением от теории « объятий и поцелуев после хорошей трепки генерала Скобелева ». Ханы были посланы в Петербург , чтобы их поразить и восхитить , и были покрыты орденами и медалями , чтобы удовлетворить их тщеславие . По возвращении их восстановили на прежних местах , даже расширив старые полномочия ... Англичане никогда не были способны так использовать своих недавних врагов ."
 
 
Следует признать , что определенные особенности российского национального бытия не следует объяснять « врожденной тягой к деспотии » , « дикостью и отсталостью » , как нас пытаются убедить с телеэкранов . Это просто результат иного ( по сравнению с Западом ) исторического пути .
 
Возможно эти оригинальные этнические стереотипы и представляют определенную угрозу для Романо-Германского суперэтноса , чем и объясняется его воинствующая русофобия , но несомненно являются ценным вкладом в развитие всего человечества в целом .
 
 
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В ХХ ВЕКЕ .
 
 
В конце Х1Х века Великороссийский суперэтнос проходил фазу пассионарного надлома . По мнению Гумилева , эта фаза представляет особую опасность . С одной стороны , происходит резкое снижение уровня пассионарности ( особенно в правящей элите ) , с другой стороны , еще не достигнута экономическая и политическая мощь , характерная для последующей ( инерциальной ) фазы . Этнос становится уязвим для внешнего воздействия . Рассмотрим некоторый факторы , оказавшие существенное влияние на ход событий :
 
НЕПРИЯТИЕ КАПИТАЛИЗМА .
 
Еще Вернер Зомбарт в своих « Этюдах по истории духовного развития современного экономического человека » ставил вопрос : каким образом « докапиталистический человек » . т.е. «естественный человек » , превратился в «капиталистического » ?
 
Ведь в Европе до ХVI-XVIII не наблюдалось особой страсти к накоплению капиталов .
 
Не то , чтобы люди не желали иметь много денег , напротив они расходовали массу энергии на их добычу . Дело в том , как они их тратили . Гумилев писал : « Сеньор , постоянно рискуя жизнью , получает много денег и тут же транжирит их на пышные охоты , пиры и прекрасных дам . Копить деньги незачем — все равно в ближайшей войне убьют , а если не в этой — то в следующей ... Крестьянин имеет столько земли , сколько ему нужно для прокорма себя и семьи . Ремесленник обладает здравым смыслом , чтобы не работать больше того , сколько необходимо для зарабатывания на веселое житье . Такие люди , если бы они увидели Рокфеллера , сочли бы его безумцем » . Накопление капиталов ( « презренное ростовщичество ») было уделом евреев , а позднее ломбардцев ( Италия несколько опережала по фазе развития прочие европейские субэтносы ). Если Вы читали роман « Три мушкетера » , то можете сравнить отношение к деньгам самих мушкетеров и кардинала Ришелье , с одной стороны , и кардинала Мазарини ( опять итальянец ! ) , с другой . Следует признать , что капитализм был вызван к жизни наложением двух исторических факторов : вхождением Романо-Германского суперэтноса в инерциальную фазу ( биологическая история ) и общим уровнем развития человечества ( история творений человеческих рук и разума ) .  На более ранних стадиях развития человечества , болезненная страсть к накоплению материальных благ ( вообще характерная для инерциальной фазы ) не переходила в капиталистические отношения , а выражалась в примитивном ростовщичестве и создании сокровищ ( например в Персии , накануне вторжения войск Александра Македонского ) . В России , где еще действовали стереотипы поведения , характерные для ранних фаз этнического развития , внедрение капиталистических отношений ( сверху) встретило в народе крайнюю степень непонимания и неприятия . Интересно , что заимствование достижений науки и технических новинок такого неприятия не встречало . Навязанная игра по чуждым правилам , поставила представителей Великороссийского суперэтноса в заведомо невыгодное положение . Реальных успехов в этой игре добивались только живущие в России иностранцы да представители некоторых обособленных субэтносов ( например старообрядцы , евреи..) . Россия ( как незадолго до этого Османская Турция ) оказалась опутанной долговыми обязательствами перед Европой и в значительной степени утратила свою политическую независимость .  Основная часть населения страны взирала на эти процессы с нарастающим раздражением .
 
МАРКСИЗМ .
 
Попробуем разобраться , почему коммунистические идеи нашли свое реальное воплощение именно в России , ведь эта страна явно не была лидером капиталистического развития . Есть свидетельства , что  Маркс рассматривал свои теории вовсе не в прямом их смысле , а просто как сценарий глобальной провокации , бомбы под существующий миропорядок . Но эта бомба сработала только в России (большой мощности ) и Германии (малой мощности) . Надо сказать , что Германия несколько отставала по фазе этнического развития от остальной континентальной Европы . Она отстала в создании единого национального государства , опоздала к колониальному разделу мира , но сохранила соответственно относительно более высокий уровень пассионарности ( чем и объясняется ее повышенная активность в
 
Х1Х-ХХ веках) . Мессианские идеи построения « светлого будущего » нашли себе в этой ( пассионарной) стране массу последователей . Немецкое социал-демократическое движение было очень мощным . Но реальная социалистическая революция в Германии ( Гамбургские события ) захлебнулась в самом начале . Тому было две основных причины . Уровня пассионарности ( хоть и достаточно высокого по меркам Европы ) не хватило для слома существующей системы . Другой причиной поражения революции явилось то , что идеи интернационализма оказались совершенно чуждыми немцам , как впрочем и другим западноевропейским этносам . Немецкие социал-демократы ( интернационалисты в теории ) последовательно выступали против включения иностранных рабочих в свои ( немецкие ) профсоюзы , активно поддерживали Кайзера в стремлении к колониальному переделу мира, в дальнейшем привели к власти Гитлера , с его идеями национал социализма . России повезло гораздо меньше . Тут идеи интернационализма попали на благодатную почву , ибо полностью соответствовали базовым этническим стереотипам . Уровень пассионарности был достаточно высок для принятия и  реализации мессианских идей . Принципы социального равенства с девизом «от каждого по способностям — каждому по труду » легко сочетались с привычной концепцией « Государева тягла и службы ». Коллективный труд тоже не мог встретить особого противодействия , ибо уже реально существовал в повседневной жизни сельских общин и рабочих артелей . Посему не стоит удивляться , что первая успешная социалистическая революция произошла именно в России .
 
ПЯТАЯ КОЛОННА .
 
Лев Гумилев писал , что в фазе пассионарного надлома нередки случаи , когда крупная антисистемная община , обладающая высоким уровнем пассионарности , перехватывает инициативу и начинает решать собственные проблемы за счет этноса-носителя . Образуется т.н. «этническая химера ». Такая община в России имелась . Речь идет конечно о евреях . Следует отметить , что евреи вообще выпадают из общего хода мировой этнической истории . Этот архаичный народ уже давно должен был растратить свою энергию и уйти в небытие , но тем не менее продолжает жить и здравствовать , сохраняя стабильно-высокий уровень пассионарности . Секрет прост : евреям так хотелось дожить до прихода желанного Мессии , который все не приходил и не приходил , что пришлось выработать механизм искусственного поддержания уровня пассионарности . Своего рода генетическое ноу-хау . Это то , что Григорий Климов называл « ворованными генами ». У евреев , отсчет генетического родства традиционно ведется по женской линии . По указанию раввинов еврейки выходили замуж за выраженных пассионариев ( обычно стоящих у власти ) . Их дети приносили в еврейство новые пассионарные гены . Таким образом был найден механизм «вечной этнической жизни ». Но какова цена ? Церковь сказала бы , что этот народ восстал против бога , бог наказал его , отняв способность любить и нести в мир добро . Генетики и дегенерологи говорят , что пассионарность связана с бионегативом и длительная ( на протяжении тысячелетий ) инкорпорации пассионарных генов привела к рекордному накоплению отрицательного генофонда . Тот же Григорий Климов вообще отказывал евреям в праве называться народом , предлагая рассматривать их как секту вырожденцев . Но это теория . Фактом остается то , что евреев в царской России было немало и положение , когда зона деятельности и проживания была жестко ограничена чертой оседлости , их не слишком устраивало . Теперь уже мало кто  отрицает тот факт , что в партиях большевиков ( РСДРП(б) ) и левых эсеров ( Социал-Революционеров) евреи и еврейские полукровки составляли подавляющее большинство членов .
 
РЕВОЛЮЦИЯ.
 
Острое неприятие народом капиталистических ценностей и затянувшаяся кровопролитная война за невесть чьи интересы ( фактически французских банков ) серьезно расшатали устои Российской Империи . Накопившееся в народе раздражение искало выхода . Переход власти в руки прозападной (компрадорской ) буржуазии ( Февральская Революция ) , это раздражение только усилил . Все инициативы и лозунги Временного Правительства ( естественно про западнические и про капиталистические ) отторгались обществом и армией . Острый дефицит пассионарной энергии в сильно метисизированной правящей элите , неспособной предложить разумную альтернативу , в сочетании с достаточно высоким уровнем пассионарности самого народа , сыграл с Великороссийским суперэтносом злую шутку . В ситуации всеобщего разброда и шатания в центре возник вакуум власти . Единственной сплоченной и достаточно пассионарной силой в России оказалась еврейская община , вооруженная идеями Маркса , по прихоти судьбы , так соответствующими базовым этническим стереотипам Великороссов . Причем , российский народ воспринял эти идеи буквально , а еврейская община использовала их для решения собственных проблем и устремлений . Не секрет , что первое правительство Ленина практически на 100 % состояло из евреев . Не приходится удивляться , что полученная власть немедленно была использована для физического устранения экономической , политической и культурной элиты России , а также некоторых ее особо пассионарных субэтносов ( например казаков ) . Необходимо было закрепить свое господство и отсечь возможных конкурентов. Начавшееся было противодействие ( белое движение ) захлебнулось , ибо имело глупость обратиться за прямой поддержкой к Антанте , тем самым вступив в противоречие с одним из базовых стереотипов , согласно которому любая внутренняя смута заведомо лучше иноземного вторжения . Великороссийский суперэтнос фактически превратился в « этническую химеру » .
 
МЕЖДУ ДВУМЯ ВОЙНАМИ .
 
Закрепившись у власти , новая (теперь уже еврейская ) элита России пытается исполнить давние чаяния евреев о мировом господстве . Но пролетарские революции в Европе благополучно проваливаются , а попытка прорваться силой оканчивается позорным фиаско еще в Польше . Необходимы новые методы . Создается Коминтерн , как базовая подрывная организация  для работы за границей .  В самой Советской России ускоренными темпами ( не считаясь с издержками ) проводится индустриализации , создаются современные армия , флот и военно-воздушные силы. Расход пассионарной энергии Великороссийского суперэтноса неоправданно высок , но чужого естественно не жалко . Но есть и кое-что еще . Еврейская община теряет былую сплоченность и однородность , появляется несколько , претендующих на власть группировок . Грызня усиливается . Сталин , желая сохранить личную власть , решает сделать ставку русских . Всевозможные « старые большевики » , « ленинцы » и прочие «перманентные революционеры » попадают в ими же созданную мясорубку . Начавшаяся Великая Отечественная Война ускоряет это процесс . Снимаются запреты на русскую историю , Православную Церковь и т.д. . Создается интересная ситуации : догматы Марксизма продолжают действовать , но уже как элемент чисто Российской истории , ибо значительно поредевшая в ходе  сталинских чисток еврейская община утрачивает былое влияние .
 
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА .
 
Массовый героизмом во время войны, совершенно уникальная переброска промышленности на восток , послевоенное восстановление народного хозяйства ясно дали понять , что Великороссийский суперэтнос ( несмотря на огромные потери в генофонде) отнюдь не утратил своей пассионарности и жизнеспособности . Новая генерация политической , военной , научной, технической  и административной элиты была уже преимущественно российской , что обеспечило высокие темпы развития экономики , прорыв в космос , ядерный паритет, построение мировой системы социализма и т.п. . Еврейская община сохранила серьезные позиции в т.н. « гуманитарном блоке » ( искусство , средства массовой информации ...) , но ее деятельность сильно ограничивал жесткий контроль со стороны административной власти .
 
Крайне высокая эффективность плановой экономики ( куда там Западу!) , непрерывная цепь успехов , создают иллюзию скорого наступления «светлого будущего» , Никита Хрущев устанавливает точные сроки построения коммунизма в СССР . Но оказалось , что Марксизм-Ленинизм еще не исчерпал своих неприятных сюрпризов . Один из его базовых догматов гласит : « Все люди рождаются хорошими и только неправильные социальные условия могут их испортить ». Если же эти условия создать — то это будут не люди , а ангелы . Вспомним гонения на генетику . Это вовсе не случайность . Эта наука ясно дала понять , что все люди рождаются разными , а некоторые так и вовсе рождаются плохими и никаким воспитанием , повышением уровня жизни и культуры их не исправить . Недоучет этого « пустяка » быстро положил конец всем успехам . Пассионарная элита , созданная в экстремальных условиях войны и послевоенного строительства , постепенно сходила с исторической сцены . Во власть , с фатальной неизбежностью стали приходить субпассионарии , для которых всякие идеи — пустой звук . Темпы развития экономики существенно замедлились , коммунистические лозунги стали превращаться в заклинания . Еврейская община ( тоже новая генерации , обязанная своим возрождением знаменитому — « дети за отцов не отвечают ») , позабыв о былой страсти к коммунизму и диктатуре , вдруг стала ярым сторонником капитализма и общечеловеческих ценностей . Сначала исподволь , потом все более открыто она начала внедрять в общественное сознание разрушительные субпассионарные установки . Не остался в стороне и Запад , с успехом применивший последние разработки идеологической войны . Иерархическая вертикаль власти , прекрасно работавшая в самые тяжкие времена , в условиях затянувшегося мира начала давать явные сбои . Разжиревших чиновников , избавленных от чисток , ротации кадров и прочих прелестей сталинских времен , явно начинала тяготить ситуация , когда Большую Власть нельзя было  конвертировать в Большие Деньги . Участь Социализма в СССР и всем Советском Блоке была предрешена . Начавший катаклизм не принес большой крови и это понятно , ибо он проводился непосредственно самой правящей элитой , сумевшей в его ходе составить себе неплохие капиталы . Единство Суперэтноса было нарушено , что тоже легко объяснимо . Национальные элиты бывших Союзных Республик не собирались делиться награбленным с Москвой . Это строить лучше вместе , а грабить удобнее самостоятельно . Все достижения советского времени ( передовая наука , образование , обороноспособность , социальные гарантии и т.п.) пошли прахом . Стали реальностью огромные государственные долги и соответственно частичная потеря государственной независимости . Как и следовало ожидать , сам Великороссийский суперэтнос , в результате всей этой смуты , опять ничего не выиграл . Около 70 % процентов бывшей общенародной собственности досталось евреям ( при поддержке соплеменных им западных банков ) , 20 % кавказцам ( по праву грубой силы ) , оставшиеся 10 % поделили прочие представители Великороссии . Следует признать , что
 
« капиталистического сознания » у русского народа как не было — так и поныне нет .
 
Не доросли ! Ничего не изменилось ! Если раньше русские купчики спускали деньги на шикарных рысаков и цыган , то современные « новые русские » спускают их на последние модели Мерседеса и див шоу бизнеса . Игра по « капиталистическим » правилам по-прежнему остается невыгодной для России . Ждать , что русские , на деле доказавшие свое умение работать на Государство , начнут с воодушевлением гнуть спину на заокеанских банкиров и их местных приказчиков — просто смешно .
 
В такой ситуации не стоит рассчитывать на бурный экономический рост и повышение производительности труда . Этого не произойдет до тех пор , пока не будет предложена концепция развития  , более соответствующая базовым стереотипам Великороссийского суперэтноса и текущей фазе этнического развития .
 
 
ЭТНИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕЛИКОРОССИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА
 
 
С учетом вышеизложенного , следует радоваться даже тому , что Россия вообще пережила ХХ век , не растратив всей энергии и не растеряв основных поведенческих доминант . Что же касается дальнейших перспектив , то они  во многом зависят от того , как скоро Романо — Германский Суперэтнос ( Запад) окончательно войдет в неизбежный обскурационный кризис , начальные симптомы которого сейчас невозможно не заметить . По мере  ослабления Запада и соответственно снижения возможностей внешнего давления , Россия будет постепенно усиливаться . Имеется , правда , вполне реальная опасность того , что Запад попытается утащить за собой в могилу и все остальное человечество ( угроза конечного тупика социальной эволюции ) . В любом случае , этнические стереотипы поведения , как заложенные при  возникновении Великороссийского суперэтноса, так и приобретенные им ценой огромных жертв в ХХ веке ,   представляют огромную ценность . Их сознательное использование ( после серьезного анализа всех допущенных ошибок и перекосов ) , может существенно повысить шансы всего человечества на выживание и выход из инферно .