От Николай п.
К All  
Дата 16.07.2001 18:53:30
Рубрики Прочее;

Валентин Серов "Портрет (святого Царя Мученика) Николая II"

Уважаемые участники форума!
 
 
Хотелось бы услышать от православных специалистов в области живописи мнение о данном портрете. Это известный портрет, где Царь изображен в пол-оборота, сидящим за столом, с руками, сложенными вместе. Мне лично этот портрет понравился...
 
 
С уважением, Николай
 
 
 
——————————
 
 
Валентин Серов «Портрет (святого Царя Мученика) Николая II»
 
 
(Использовался текст передачи «История одного шедевра (Третьяковской Галерии)»
 
 
 
Валентин Серов, когда ему заказали написать портрет Царя Николая II,
 
находился в зените славы. Он был художником, как говорится, с характером. За портреты он брал недорого, но не всех соглашался писать, и уговорить его было невозможно. Заказчик недоумевал: «Почему Вы не хотите меня писать?». «Просто не хочу», — отвечал художник. «И все же?». «Ну, не нравитесь Вы мне. Не нравитесь», — откровенно отвечал Серов.
 
 
Ф.Ф.Юсупов в своих мемуарах писал, что портрет императора Серову долго не удавался, и однажды, когда Царь в простом мундире офицера Преображенского полка вошел в комнату, Валентин Александрович, не желая беспокоить его более, сказал ему как-то: «К сожалению, Ваше величество, ничего не выходит. Так иногда случается у художников. Сегодня у нас сеанс последний.» Государь с грустным взором сел за стол, положил на него руки. И тут Серов вдруг увидел все то, что ему так не доставало. Он молниеносно уловил и общий облик, и особый взгляд Царя Николая. Это был лучший портрет Царя, отличающийся необыкновенной схожестью."
 
 
Спустя многие годы, находясь в эмиграции в Париже, Константин Коровин напишет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора...».
 
 
Разумеется,  сразу нужно отметить, что впечатление о слабости Государя и вообще отрицательное отношение к Царю в широких народных массах Руси было результатом деятельности врага рода человеческого, антихристианских сил, стремившихся уничтожить как православную монархию, так и вообще все православие. Сказанное Коровиным о Государе в этом плане ошибочно.
 
 
Вот что напишет Анна Вырубова, фрейлина и наперстница императрицы, также будучи в эмиграции после революции,  в своих записках: «Личность Государя Николая II еще долгое время будет казаться загадочной и непредсказуемой. И неудивительно. Мягкость обращения, приветливость и редкое проявление резкости Царя создало в широких слоях общества репутацию благожелательного, но слабого правителя, легко поддающегося всевозможным внушениям. В действительности же на его решения могли повлиять лишь самые близкие люди: императрица и старец Григорий Распутин, спасший единственного наследника престола от гемофилии.»
 
 
В 1917 г. во время взятия Зимнего дворца матросы ворвались в спальню Александры Федоровны и как вкопанные остановились вдруг перед портретом Царя Николая II. «Ишь ты, как живой!», — воскликнул один из матросов. «Чего уставился, руби его...», — ответил ему другой. Матросы исполосовали холст штыками. Портрет в Зимнем дворце был уничтожен. Но Серов написал в  свое время и копию, которая ныне находится в Третьяковской галерее.