|
От
|
полковник Рюмин
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
28.07.2001 11:10:03
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
О царском служении
>Термин «самодержец», входивший в титул русского царя, не означал признания его права на произвол и безответственность, а выражал только, что он суверен, не является ничьим данником (конкретно хана). По представлениям того времени царь был ответственен перед Богом, религиозными и нравственными нормами, и царю, нарушающему их, повиноваться не следовало, идя, если надо, на муки и смерть. Позвольте рассказать в связи с этим замечанием И.Р.Шафаревича один случай, имевший место в истории. После того, как отлитые на Пушечном дворе в Москве бомбарды подали решающий голос в пользу объединения Руси, Великий князь Московский Иван III превратился в могущественного правителя. И появление нового государства сразу было замечено европейцами. В 1486 году немецкий рыцарь и путешественник Николай Поппель, отправившийся на восток, неожиданно обнаружил, что за Литовской Русью, в землях, которые немцы называли Татарией, есть еще одна страна - Русь Московская, и ее государь «сильнее польского короля». Поппель рассказал об увиденном императору Максимилиану, и Максимилиан, уверенный в своем праве раздавать короны, послал Поппеля в Москву предложить королевскую корону Великому князю Московскому. Однако любезное предложение неожиданно для всех вызвало у Великого князя «неадекватную реакцию»: - Мы Божией милостию государи на своей земле изначала, сказал Иван III, а поставление имеем от Бога! И обратился к толмачам, чтобы еще раз перевели послу, боясь, что тот не ясно понял. А вот с какими словами обратился царь Алексей Михайлович к князю Г. Г. Ромодановскому: “Бог благословил и предал нам, государю, править и рассуждать люди своя на востоке и на западе и на юге и на севере вправду”. Для царя Алексея это была не случайная красивая фраза, а постоянная твердая формула его власти, которую он сознательно повторял всегда, когда его мысль обращалась на объяснение смысла и цели его державных полномочий. В письме к князю Н. И. Одоевскому, например, царь однажды помянул о том, “как жить мне, государю, и вам, боярам”, и на эту тему писал: “а мя, великий Государь, ежедневно просим у Создателя, ...чтобы Господь Бог... даровал нам, великому Государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди Его, Световы, разсудити вправду, всем равно”. Свои мысли о существе царского служения Алексей Михайлович черпал, по-видимому, из чина царского венчания или же непосредственно из главы 9-й Книги Премудрости Соломона.