От полковник Рюмин
К All
Дата 28.07.2001 11:10:03
Рубрики Прочее;

О царском служении

>Термин «самодержец», входивший в титул русского царя, не означал признания его права на произвол и безответственность, а выражал только, что он — суверен, не является ничьим данником (конкретно — хана). По представлениям того времени царь был ответственен перед Богом, религиозными и нравственными нормами, и царю, нарушающему их, повиноваться не следовало, идя, если надо, на муки и смерть.
 
 
Позвольте рассказать в связи с этим замечанием И.Р.Шафаревича один случай, имевший место в истории.
 
 
После того, как отлитые на Пушечном дворе в Москве бомбарды подали решающий голос в пользу объединения Руси, Великий князь Московский Иван III превратился в могущественного правителя. И появление нового государства сразу было замечено европейцами. В 1486 году немецкий рыцарь и путешественник Николай Поппель, отправившийся на восток, неожиданно обнаружил, что за Литовской Русью, в землях, которые немцы называли Татарией, есть еще одна страна  - Русь Московская, и ее государь «сильнее польского короля». Поппель рассказал об увиденном императору Максимилиану, и Максимилиан, уверенный в своем праве раздавать короны, послал Поппеля в Москву предложить королевскую корону Великому князю Московскому. Однако любезное предложение неожиданно для всех вызвало у Великого князя «неадекватную реакцию»:
 
 
- Мы Божией милостию государи на своей земле изначала, — сказал Иван III, — а поставление имеем от Бога!
 
 
И обратился к толмачам, чтобы еще раз перевели послу, боясь, что тот не ясно понял.
 
 
А вот с какими словами обратился царь Алексей Михайлович к князю Г. Г. Ромодановскому: “Бог благословил и предал нам, государю, править и рассуждать люди своя на востоке и на западе и на юге и на севере вправду”.
 
 
Для царя Алексея это была не случайная красивая фраза, а постоянная твердая формула его власти, которую он сознательно повторял всегда, когда его мысль обращалась на объяснение смысла и цели его державных полномочий.
 
 
В письме к князю Н. И. Одоевскому, например, царь однажды помянул о том, “как жить мне, государю, и вам, боярам”, и на эту тему писал: “а мя, великий Государь, ежедневно просим у Создателя, ...чтобы Господь Бог... даровал нам, великому Государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди Его, Световы, разсудити вправду, всем равно”.
 
 
Свои мысли о существе царского служения Алексей Михайлович черпал, по-видимому, из чина царского венчания или же непосредственно из главы 9-й Книги Премудрости Соломона.