От чтец Георгий
К Иван  
Дата 14.10.2001 00:58:55
Рубрики Прочее;

Re: Юрий Борисов...

> В гостевой книге сайта Песни Русского Воскресения появилось недавно такое сообщение:
 
>
 
> Здравствуйте, я зашел на страничку, посвященную Жанне Бичевской и вот что там увидел: относительно некоторых песен написано, что автор неизвестен (например: «Все теперь против нас» или «Закатилася зорька за лес» и другие), но на самом-то деле автор существует, точнее существовал, и умер не так давно. Его звали Юрий Борисов, и это, по моим представлениям, вполне достоверная и распространенная информация. Прочитать об этом можно, например, на сайте http://vostok-inform.narod.ru/sr_something_kurok-retry.htmll ;  Почему бы вам, уважаемые создатели сайта, не изучить этот вопрос подробнее и не заменить ложную информацию на реальную, потому что, если это правда, то просто безобразно называть неизвестным автора, который на самом деле известен, разве я не прав? Пожалуйста, займитесь этим вопросом и дайте ответ.
 
>
 
> Решил я «заняться этим вопросом», и для начала прочел эту статью.  Статья оставила очень странное впечатление и только добавила вопросов.  Поделюсь своими мыслями по ее прочтении, может, кто из братии сможет что добавить или возразить.
 
>
 
> Итак, в статье утверждается, что автор песен Жанны Бичевской «белогвардейского» цикла — безвестный поэт-песенник Юрий Аркадьевич Борисов, 1944 года рождения, умерший в 1990 году.  Что строки
 
>
 
> Заунывные песни летели
 
> В даль березовой русской тоски.
 
> Где-то детством моим отзвенели
 
> Петербургских гимназий звонки.
 
> Под кипящий янтарь оркестрантов,
 
> Под могучее наше «Ура!»
 
> Не меня ль Государь Император
 
> Из кадетов возвел в юнкера? ...
 
>
 
> он написал в 60-х годах двадцатого столетия, в хрущевско-брежневское время…
 
>
 
> Можно ли в это поверить?  В общем, можно.  Православный человек, потомок белых офицеров, мог бы, чисто теоретически, написать эти строки, «песни-стилизации, эти гимны безнадежно проигранному белому делу, навсегда ушедшей эпохе, эти вдруг ожившие, засветившие новым светом городские и жестокие романсы», даже спустя полвека после революции.  Тем интереснее узнать о Юрие Борисове побольше.  Читаем статью дальше…
 
>
 
> «но написал он всего около сорока стихотворений, большинство из которых положено на музыку»
 
>
 
> Всего-то?  И все — на «белогвардейскую тему»?
 
>
 
> «После школы учился в ремесленном училище на токаря-револьверщика»
 
>
 
> А откуда это знание истории, литературный язык и пр.  Самообразование?
 
> О духовном настрое «православного поэта», автора возвышенных строк, читаем воспоминания знавших его людей:
 
>
 
> «В быту Борисов был не груб, но как-то неудобен. Всегда или почти всегда он вызывал у меня конфликтное состояние.»
 
> «Он был жестоким человеком. То есть такая форма у него была. На самом деле, по сути, нет. Но форма общения с людьми была очень... безумно тяжелой. С ним трудно было долго находиться вместе. »
 
>
 
> Кроме того, Борисов нигде не работал:
 
>
 
> «Он ведь был человеком, который не мог работать. Есть такие люди. Ну, не в силах он был подниматься в шесть часов утра и ехать на кирпичный, допустим, завод. Он мог только сочинять стихи и музыку, писать свои песни.»
 
>
 
> За что и «сидел»:
 
>
 
> «несколько »борисовских" тюремных сроков, небольших, по году, по два…"
 
>
 
> И далее – еще более странное:
 
> «Юра с Валерой часами просиживали у нас дома на Малой Посадской над старыми нотами, неизвестно откуда появившимися у них. Впервые вся наша коммуналка услышала необыкновенное исполнение Валерой романсов и песен.»
 
>
 
> Т.е. до появления «старых нот» Юрий песен и романсов не пел?  А не были ли в этих «старых нотах» тексты тех самых 40 песен? Стоит ли после этого удивляться:
 
>
 
> «В 1990 году (запись 1989 г.) певица Жанна Бичевская выпускает свой диск, на котором есть несколько песен из репертуара Валерия Агафонова. Странность заключается в том, что все песни Борисова снабжены на конверте и самой пластинке пометкой: »Авторы музыки и слов неизвестны"."
 
>
 
> Может, Бичевская, прочитав стихи Борисова:
 
>
 
> "Снова деньги, пьянка, шутки,
 
> карты и скандал.
 
> У какой-то проститутки нынче ночевал
 
> Эх, ты, пьяное раздолье:
 
> пей да веселись.
 
> У меня собачья доля
 
> и пустая жизнь.
 
> Я сегодня всем довольный -
 
> денежный простор.
 
> Завтра лягу спать голодный
 
> под чужой забор.
 
> Непогоду матом кроя
 
> и всплакнув тайком,
 
> я накроюсь с головою
 
> рваным пиджаком.
 
> Что вчера была моею,
 
> проплывет, как дым,
 
> той же самою аллеей
 
> под руку с другим.
 
> Все друзья меня забудут -
 
> дружба иссякла,
 
> и никто меня не спросит
 
> про мои дела.
 
> А пока гуляю рьяно,
 
> денег не щадя,
 
> томным блеском ресторана
 
> радую себя.
 
> Упиваюсь жгучей страстью,
 
> ласку губ краду...
 
> Завтра друга по несчастью
 
> я себе найду.
 
> Мне приснятся денег груды,
 
> мрачные гробы...
 
> Завтра выброшен я буду
 
> за овин судьбы."
 
>
 
>
 
> и сравнив их с текстами песен, которые он пел, тоже не поверила, что их мог написать в брежневские годы московский бард-тунеядец Юрий Борисов?
 
>
 
> Что думаете?
 
>
 
 
 
Среди т.н. «белогвардейских» песен любимой мною Жанны Бичевской — нет ни одной аутентичной. Большая часть их была напета прежде покойным В. Агафоновым. На Западе они появились в исполнении известного некогда ресторанного певца «третьей волны» (выехал году, этак, 72-м) Миши Гулько. Песня «поручик Голицын...» — была известна еше в 60-х годах.
 
Сама по себе попытка несомненно подсоветского автора воссоздать некий песенный дух Добрармии, — который он, так сказать, прозревал сквозь лживые книжицы и фильмы о «беляках» (вроде «Раба любви» по сценарию Ф.Горенштейна), — попытка эта очень трогательна, — вне зависимости от результатов, которые, кстати, иногда вовсе недурны. Знания истории, о котором Вы упомянули, правду сказать, нет, да и откуда было ему взяться?
 
Певице (певцам) следовало бы непременно исправить строку в «Закатилася зорька...»: «Из кадетов (т.е. членов конституционно-демократической партии) возвел (неверное употребление)» и т.д. — на «из кадет (т.е. выпускников военных школ) произвел (отсюда — приказ о производстве)...». И — насчет истории. Следовало бы автору выбрать: либо — «петербургских гимназий звонки», либо — кадетский корпус. Учиться и там, и там ни последовательно, ни параллельно было бы невозможно. Но это я, конечно, придираюсь, а песню эту — очень люблю.
 
О Борисове не знаю ничего. Но самый поверхностный лексико-стилистический анализ текстов, которому в свое время учили меня в высшем учебном заведении, показывает, что написаны эти стихотворения в 60-х.
 
И, наконец, самое главное. «Белых песен» сравнительно немного, но они — есть. И они собраны, да еше и с нотами. Сейчас я и моя библиотека — разобщены, но как только воссоединимся — я постараюсь дать более подробную справку.