От Александр Андреев
К All  
Дата 23.10.2001 14:55:08
Рубрики Прочее;

Концерт в зале Церковных Соборов.

Завтра в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя состоится состоится исполнение концерта Софьи Губайдулиной «Семь Слов». Ниже приведу некоторые подробности, которые удалось почерпнуть на сайте http://www.gubaidulina.exteria.ru/ru/. Вопрос в следующем. У кого-нибудь есть какие-нибудь эмоции по этому поводу, по поводу личности автора и конкретно данного произведения? Насколько оно православно и насколько трудно для понимания?
 
 
—————————
 
24 октября
 
Зал церковных соборов комплекса
 
Храма Христа Спасителя — 19:00
 
С. Губайдулина «Семь слов» /для виолончели, баяна и струнных/
 
 
Концерт для альта с оркестром
 
 
Оркестр и хор Мариинского театра
 
/Художественный руководитель и Главный дирижер Валерий Гергиев/
 
 
Солисты:
 
Юрий Башмет (альт)
 
Владимир Тонха (виолончель)
 
Фридрих Липс (баян)
 
 
Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят. (От Луки)
 
Жeно! се, сын Твой. Иоанн, се Матерь Твоя! (От Иоанна)
 
Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю. (От Луки)
 
Боже Мой! Боже Мой! для чего ты Меня оставил? (От Матфея, Марка)
 
Жажду. (От Иоанна)
 
Свершилось! (От Иоанна)
 
Отче! в руки Твои предаю дух Мой. (От Луки)
 
 
«Семь слов» семичастное произведение, посвященное его заказчикам и первым
 
исполнителям — Владимиру Тонха и Фридриху Липсу.
 
 
Губайдулина продолжает традицию «Семи слов» Г. Шютца и Й. Гайдна. Из Шютца
 
она заимствует небольшую цитату на слово «Жажду», которую проводит в 2-ой,
 
3-ей и 5-ой частях своего сочинения.
 
 
Инструментальный состав и способы исполнения наделены символикой, доводящей
 
музыкальные эффекты до театральной наглядности: виолончель — Бог-сын, баян -
 
Бог-отец, струнные — Святой Дух. Первая часть начинается мотивом «стона» у
 
виолончели и баяна. От интонаций земных мук полностью отрешен утешающий
 
струнный «хор». В последующих частях линию страдания продолжают "мотив
 
креста" и поразительное «тяжелое дыхание» баяна (в начале четвертой части),
 
а также «мерцающие аккорды», изобретенные Тонха. В генеральной кульминации в
 
конце шестой части предельно напряженный звук виолончели срывается за
 
подставку. Последняя — седьмая — часть переводит действие в светлые райские
 
сферы, где все мотивы сливаются в радостную картину бликов и трепетаний.
 
 
София Губайдулина — творческая личность столь крупная и самобытная,
 
непохожая ни на кого другого, словно она явилась к нам из неведомого
 
измерения. "Она — непонятное, и поэтому — явление. И при этом — не имеющее
 
аналогий", — сказал о ней Альфред Шнитке, один из ближайших ее друзей. Как
 
женщина-композитор она уникальна во всей мировой истории музыки.
 
 
Музыка Губайдулиной — это мир Большого Человека, с его самым широкими
 
мировоззренческими представлениями: философическими, религиозными — причем
 
не только православно-христианскими, но и разных народов мира -
 
космологическими, бытийственными. В то же время, эта музыка пронзительно
 
человечна и наполнена тончайшими ощущениями: в ней звучат «вздохи»,
 
«придыхания», «стоны», «смех», «плач», «дрожь», «трепет» — все оттенки
 
глубоко переживающей души.
 
София Асгатовна Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в городе Чистополе
 
(Татария), в русско-татарской семье, и открытость и на Запад и на Восток ей
 
как бы была дана от рождения. Дед ее был муллой, но сама она позднее, в 60-х
 
годах, приняла православие. Училась Губайдулина сначала в Казани, где
 
окончила музыкальную школу, музыкальное училище и консерваторию как
 
пианистка. В 1954 переехала в Москву, где получила образование как
 
композитор в Московской консерватории и аспирантуре, после чего выбрала путь
 
свободного художника. С 1992 она живет в Германии, в Аппене под Гамбургом.
 
Долгое время остававшаяся неизвестной, внезапно открытая около 1985 года, в
 
начале «перестройки», она сейчас исполняема лучшими музыкантами мира — их
 
блистательными именами украшен и данный фестиваль.
 
 
В творчестве Губайдулиной переплелись духовные нити, органически связавшие
 
ее с культурами всей планеты. А протянулись они от ее родины — центральной
 
России, Волги, Казани, Москвы. При выборе религиозных тем она обращается к
 
таким, которые оказываются общими во всех ветвях христианства — и
 
славянских, и западных: «Аллилуия», «Страсти по Иоанну», "Семь слов на
 
кресте" и других. От западной традиции ею усвоен принцип драмы, с
 
представлением мира в контрасте противоречий. Созвучной ее мироощущению
 
стала философия экзистенциализма, с ее «невидимостью света в конце туннеля».
 
С этим связано и напряженное внимание к теме Апокалипсиса, прошедшее через
 
многие ее произведения. Однако утешающей оказалась философия Дао, едино
 
живущего всюду — на небе и на земле.
 
 
Особый интерес Губайдулиной привлечен к голосам музыкальных инструментов, в
 
которых она слышит как бы их души. Наряду с новым одушевлением скрипки,
 
виолончели, фортепиано, она дает новую жизнь неакадемическим инструментам -
 
баяну с его «дыханием» и «стонами», домре с определенным национальным
 
колоритом ("По мотивам татарского фольклора"), а также многочисленным
 
восточным инструментам — японскому кото, китайскому шену, храмовым ударным,
 
возрождая их сакральность. Пьянящую экспрессию звука композитор любит
 
упорядочивать рационалистическим пифагореизмом — строгой числовой гармонией
 
времени, в которой использует и космическую пропорцию «золотого сечения».
 
Вместе с музыкальными звуками становятся психологически выразительны и
 
паузы, эти краткие «пространства думанья».
 
 
В подходе к голосам и душам музыкальных инструментов композитор открывает их
 
некую первичность, связь с вечным космосом, обнажая тем самым единство
 
истоков и смысла музыки на всей Земле.
 
 
Награды и почетные звания
 
1963 — 1-я премия на Всесоюзном конкурсе инструментальных пьес, СССР
 
1975 — 1-я премия на 7-м Международном конкурсе композиторов в Риме
 
1987 — Премия князя Монако
 
1990, 1994 — Премия имени Сергея и Наталии Кусевицких, США
 
1992 — Премия на 7 Международном музыкальном фестивале женщин-композиторов в
 
Гейдельберге
 
1992 — Государственная премия России
 
1998 — Премия Империале, Япония
 
1999 — Премия немецкого фонда «Библия и культура»
 
2000 — Орден «За заслуги в науке и искусстве», Германия
 
 
Высказывания и отзывы прессы
 
 
Виктор Суслин:
 
"Впервые женщина встает во весь рост в музыке, не переставая при этом быть
 
женщиной. Губайдулина — живое отрицание тезиса "Запад есть Запад, Восток
 
есть Восток", неразрывное слияние западной и восточной духовности,
 
выстраданное, прошедшее через испытание огнем христианство".
 
 
Энцо Рестаньо:
 
"В современной русской музыке один из наиболее сильных и значительных
 
голосов принадлежит Софии Губайдулиной".
 
 
Луиджи Ноно:
 
"София Губайдулина: совершенно чудесно ее внутреннее знание, умение, сила,
 
высочайшая степень музыкальности".
 
 
Альфред Шнитке:
 
"Уже в самых первых произведениях Губайдулиной поражает удивительная
 
цельность ее творческого лица, свидетельствующая о своеобразном внутреннем
 
мире и непреклонной художнической воле.
 
Цельны и бескомпромиссны ее музыка и ее жизнь: неспособность к
 
соглашательству как в творчестве, так и в практической жизни, предельная
 
требовательность к себе сочетаются с благожелательностью и деятельной
 
добротой в отношениях с людьми, широтой взглядов и терпимостью к «чужому»
 
музыкальному миру и языку".
 
«Запад открывает гений Софии Губайдулиной.»
 
(из американской прессы 1988)
 
 
«Орден »За заслуги в науке и искусстве" даже далеко за пределами Германии
 
является знаком наивысшего почета, которого удостаивается ученый или
 
художник. Среди обладателей ордена «За заслуги» — 11 лауреатов Нобелевской
 
премии. Награжденными этим орденом были при их жизни Мендельсон-Бартольди,
 
Лист, Брамс, Верди, Рихард Штраус, Фуртвенглер, Томас Манн, Т.С. Элиот,
 
Рентген, Планк и многие другие".
 
(из немецкой прессы, по поводу присуждения С. Губайдулиной ордена "За
 
заслуги в науке и искусстве", 1999)
 
 
«Исполнение ее »Страстей по Иоанну" в Штутгартском Лидерхалле под
 
управлением Валерия Гергиева вызвало воодушевленные овации публики -
 
композитору, восемь лет живущему в Германии".
 
(из немецкой прессы, по поводу исполнения «Страстей по Иоанну» С.
 
Губайдулиной, 2000)
 
 
Борис Тищенко:
 
 
"Почётно королевой слыть эксперимента
 
до самого последнего момента.
 
Но тут история встаёт анфас
 
И классиком вдруг называет Вас