От Леонид Сергиевский
К All  
Дата 27.11.2001 03:05:45
Рубрики Прочее;

Время личного выбора

(правовой комментарий к совместному письму МНС РФ № ФС-8-10/1199 и Сбербанка РФ № 04-5198)
 
 
Юрист ОД «За право жить без ИНН»
 
Пугачева А.В.
 
 
"Все перипетии мировой борьбы
 
существенно зависят от действия
 
свободной человеческой воли"
 
Л.Тихомиров «Мировая борьба добра и зла»
 
 
В связи с вступлением в действие 10 января 2002 года письма МНС РФ №ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198 ( далее — Совместное письмо ) в жизни каждого православного христианина может начаться этап реализации личного выбора в вопросе принятия или непринятия, а точнее, использования или отказа от использования идентификационного номера налогоплательщика. Ведь в соответствии с действующими подзаконными актами МНС РФ избежать присвоения ИНН не может никто с даты рождения (пункты 3.1, 3.5 приказа МНС РФ №АП-3-12/412 от 24 декабря 1999 года).
 
 
Для того, чтобы обсуждение этой проблемы не послужило причиной формирования в сознании людей, отказавшихся от цифрового идентификатора, ощущения безысходности , мы не только прокомментируем сам документ, причины его появления, но и представим читателю обзор конкретных путей решения создавшейся проблемы, даже если нам придется повторить то, о чем говорилось прежде.
 
 
В январе 2001 года Министерство по налогам и сборам Российской Федерации заверило руководство Русской Православной Церкви в своих намерениях прекратить процесс насильственного присвоения цифрового идентификатора, заменяющего имя и содержащего антихристианскую символику, гражданам Российской Федерации.
 
 
Однако, уже в сентябре 2001 года МНС РФ подписывает с руководством Сбербанка РФ Совместное письмо , в соответствии с которым платежные документы на оплату налогов, сборов, штрафов и пеней в бюджет не будут приниматься структурными подразделениями Сбербанка без обязательного указания плательщиком — физическим лицом не только ИНН, но и номера лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе ( пункты 14, 15 Приложения  № 3 к Совместному письму ). Здесь следует напомнить о том, что, если ИНН представлен в НК РФ в качестве средства учета оплаченных налогов и сборов в соответствии с пунктом 7 статьи 84, то такие понятия, как номер лицевого счета или лицевой счет налогоплательщика -физического лица в НК РФ вообще не предусматриваются.
 
 
Хочется также отметить тенденцию расширения применения правил Совместного письма ко всем виды платежей. Так в Нижнем Новгороде, Благовещенске уже появились необоснованные заявления территориальных налоговых органов о том, что с 10 января 2002 года граждане, отказывающиеся от ИНН , не смогут осуществлять никакие платежи через подразделения банков.
 
 
По сей день « номер лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе » является номером документа, применяемого для внутреннего использования налоговыми органами , и использованию гражданами России не подлежит.
 
 
Почему же документ, содержащий правило об обязательном заполнении реквизита « номер лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе» появился, казалось бы, преждевременно, сейчас, когда законодательная база , обязывающая каждого гражданина РФ использовать номер лицевого счета налогоплательщика, существует только в виде законопроекта, подготовленного МНС РФ и внесенного депутатом Государственной Думы РФ Глазьевым..
 
 
По нашему мнению случилось это и для того, чтобы мы могли надлежащим образом понять смысл законодательной инициативы МНС РФ об «идентификационном налоговом номере лицевого счета налогоплательщика» ( Статья 1 проекта Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 11, 80, 84, и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», внесен депутатом ГД ФС РФ Глазьевым С.Ю., подготовлен МНС РФ).
 
 
Совместное письмо является яркой и более чем своевременно появившейся иллюстрацией отношения МНС РФ к договоренности с руководством Русской Православной Церкви и к тем последствиям, которые наступят для каждого гражданина России, если законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, подготовленный МНС РФ , будет принят депутатами Государственной Думы.
 
 
Цель и смысл законодательной инициативы МНС РФ в том, чтобы не только сохранить, но и окончательно закрепить пожизненный, несменяемый, заменяющий имя человека цифровой идентификатор гражданина России. К тому же законопроект предусматривает расширение структуры цифрового идентификатора посредством дополнения номером лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе.
 
 
Этот вывод является результатом сравнительного анализа содержания законопроекта, условий Совместного письма, ныне действующих подзаконных актов МНС РФ об ИНН и мнения Правительства РФ о цифровом идентификаторе.
 
 
Так Правительство РФ в Заключении № 2043п-П13 от 09 апреля 2001 года говорит в частности о том, что " …номер налогового учета не может быть присвоен документу. Основой же целесообразности присвоения идентификационного номера налогоплательщика является его неизменность в течение всей жизни физического лица.
 
 
«Приложение №3 к Совместному письму гласит: » При уплате налога (сбора), пени, штрафа посредством платежного документа формы № ПД (налог) или формы № ПД-4 сб (налог) обязательно должны быть указаны следующие реквизиты:
 
 
13. ИНН плательщика ( указывается идентификационный номер налогоплательщика — физического лица; всего — 12 знаков);
 
 
14. № лицевого счета плательщика в налоговом органе"" .
 
 
Статья 1 проекта Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 11, 80, 84 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» , внесенного депутатом ГД РФ С.Ю.Глазьевым гласит:
 
 
«… идентификационный налоговый номер (ИНН) — единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации номер, присваиваемый лицевому счету…физического лица при его открытии;»
 
 
Теперь, благодаря появлению такого документа, как Совместное письмо, очевидно, что «идентификационный налоговый номер» (предусмотренный в законопроекте депутата Глазьева С.Ю. , подготовленном МНС РФ) — это совокупность двух номеров: идентификационного номера налогоплательщика, присваиваемого ныне всем гражданам России , и номера лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе, открываемого сегодня каждому налогоплательщику при постановке на учет.
 
 
 
Для использования в системе автоматической идентификации « идентификационный налоговый номер » будет кодироваться также, как ныне применяемый ИНН.
 
 
 
Идентификационный номер налогоплательщика, присваиваемый гражданам в настоящее время, по своей структуре и признакам является номером идентификационного стандарта «ЕАН-ЮПиСи». Эти признаки изложены в Приложении «Обзор системы ЕАН/ЮсиСи» к ГОСТу Р 51201-98 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике »ЕАН/ЮПиСи" (введен в действие Постановлением Госстандарта России 23 сентября 1998 года №356; именно этот ГОСТ и предусматривает вхождение в штрих-код номера антихристианской символики). Вот они : « Основным принципом идентификационного стандарта является то, что применяемые номера не являются значащими числами. Сам по себе номер не несет никакой информации о том объекте, который он идентифицирует. …Однако номера составлены так, что обеспечивают возможность административного контроля системы и уникальность номеров в мировом масштабе» ( Пока мы можем говорить об уникальности номеров в масштабе Российской Федерации).
 
 
 
В том случае, если будет принят законопроект, подготовленный МНС РФ , цифровой идентификатор будет носить название «идентификационный налоговый номер» и будет состоять из уже присвоенного каждому ИНН и номера лицевого счета налогоплательщика, который в свою очередь будет кодироваться в соответствии с ГОСТом в качестве дополнительного символа .
 
 
 
Особое внимание хочется обратить на то, что появление на свет Совместного письма МНС РФ и Сбербанка России является началом реализации правила , изложенного в пункте 3.10 приказа МНС РФ « Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц». В соответствии с этим противозаконным пунктом любые организации и предприятия вправе требовать от граждан России указания ИНН независимо от того, являются ли граждане налогоплательщиками или нет. Данное правило противоречит Налоговому кодексу РФ, который предусматривает учет налогоплательщиков, а не всех граждан России. К сожалению, хотя данное правило и обжаловано в Верховном Суде РФ еще в марте , но заседание по соответствующему иску по сей день не назначено. Поэтому весьма вероятно, что в недалеком будущем , если судебная власть России будет продолжать поощрять действия МНС РФ по принудительному присвоению ИНН , будет предпринята попытка лишить граждан России права на оплату налогов и сборов , но и всего круга прав, предоставленного действующим законодательством.
 
 
 
В заключении остановимся на правовых путях отказа от использования ИНН в условиях надвигающегося вступления в действие Совместного письма.
 
 
 
Так каждый гражданин России вправе обратиться к депутатам Государственной Думы с просьбой потребовать у МНС РФ приостановить действие совместного письма, как документа , нарушающего права граждан и содержащего необоснованные требования. Ведь уже ни для кого не секрет, что в случае присвоения ИНН нарушаются такие права граждан, как
 
 
- право на имя,
 
 
- право платить налоги в законно установленном порядке,
 
 
- право снять с учета в налоговом органе в связи с прекращением обязанности платить налоги,
 
 
- право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.
 
 
 
Каждый гражданин также имеет возможность обратиться в суд с иском о признании права стоять на учете в налоговом органе без присвоения ИНН. Данное право закреплено в пункте 1 статьи 84 Налогового кодекса РФ. Иными словами, ИНН не является в соответствии с НК РФ основанием для постановки на учет и учета налогоплательщиков — физических лиц. ИНН в соответствии с буквальным смыслом пункта 7 статьи 84 НК РФ является средством учета оплаченных налогов и сборов.
 
 
 
Следует также помнить, что в соответствии с пунктом 11 статьи 21 НК РФ налогоплательщик вправе « не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов». Требование об обязательном указании в платежном документе на оплату налогов, сборов ИНН и номера лицевого счета налогоплательщика является противозаконным, так как ни один гражданин России не может быть принужден :
 
 
 
- к использованию ИНН, присвоение которого нарушает его конституционные и гражданские права, .
 
 
- к использованию номера лицевого счета налогоплательщика, так как эта обязанность не предусмотрена ни одним законодательным актом России.
 
 
 
Поэтому, даже если Совместное письмо вступит в силу, необходимо добиваться от структурных подразделений Сбербанка приема к оплате платежных документов на оплату налогов и сборов без обязательного указания ИНН и номера лицевого счета налогоплательщика всеми предоставленными законом способами : от действии в административном порядке , до обжалования в суд.
 
 
 
И самое важное. В настоящее время на рассмотрение депутатов Государственной Думы Российской Федерации депутатом Грешневиковым А.Н. внесен законопроект, который позволит исключить обязательность присвоения и использования ИНН гражданами Российской Федерации и религиозными организациями, а также признать недействительным по желанию гражданина уже присвоенный ИНН. Каждый вправе направить в Государственную Думу обращение к депутатам поддержать именно этот законопроект.