От полковник Рюмин
К Митя Андреев
Дата 01.12.2001 22:51:41
Рубрики Прочее;

"Начало мудрости страх Господень"

> А как мы можем бояться Бога? Он же Милосердный!!!
 
> Боятся надо себя.
 
> Если неправ- ответьте.
 
 
Христианская нравственность в раскрытии святителя Тихона Задонского          
 
 
                         Страх Божий
 
 
        Начало премудрости, которая может служить и синонимом христианской добродетели, и одновременно обозначением цели добродетельной жизни, по слову пророка, есть страх Господень (Пс. 110, 10).
 
 
        Святитель пишет, что есть и как обнаруживает себя страх Божий в душе человека-христианина. Само звание христианина необходимо требует, чтобы мы «ходили везде пред Богом, яко вездесущим и нам везде присутствующим, со страхом и всяким благоговением, по примеру тому, как предстоим земному монарху» (27, 994). Страх Божий «есть как страж верный, который всегда бдит и хранит душевный дом от всякого зла; как стена крепкая и высокая, угашающая мещемые стрелы вражии. Страх Божий не попущает прельститься красотами мира сего, не дозволяет свободно уму рассеиваться, языку много говорить, глазам всего смотреть, ушам всего слушать» (3, 233-234).
 
 
        Рождается и укрепляется в душе страх Божий в первую очередь «от рассуждения Божиих свойств. Вездесущие Божие показует тебе, что Бог везде с тобой есть, и над тобой, и пред тобой. Величество Его оскорбляется твоей гордостью, святость Его оскорбляется твоей нечистотой; милость Его твоим жестокосердием, долготерпение Его твоим нетерпением, любовь Его твоей ненавистью и завистью оскорбляется. Праведен Он: как не убоишься правду нарушать пред праведным? Щедр Он: как не убоишься затворять утробу твою требующим пред щедрым? Благ Он, кроток и долготерпелив: как не убоишься пред благим, кротким и долготерпеливым гневаться, яриться и памятозлобствовать? Наконец, Создатель Он твой, высочайший Господь и Царь твой, Отец твой: как не убоишься и не устыдишься пред Создателем твоим, Царем и Господом бесстрашно поступать?» Рождается страх Божий и «от размышления страшных Его бывших судеб, которые на грешниках, как-то: Каине, фараоне, Дафане и Авироне, явились», и памятования, что «временные наказания показуют, что будут и вечные неисправным и ожесточенным грешникам»(2, 152; 3, 235-237). Но собственно рождает страх Божий в человеческой душе, как и делает приведенные выше увещания действенными «одна только благодать Божия» (27, 1001).
 
 
        Признаки того, что душа имеет страх Божий, святитель отмечает следующие. «Имеющий страх Божий, — пишет он, — явно и тайно бережется всяких грехов56. Охотно слушает Божие слово и всякое наставление, обличение, чтобы грехи, находящиеся в себе, усмотреть. Не смотрит чужих грехов, но в свою совесть приникает, очищая ее усердным покаянием. Непрестанно и усердно молится и воздыхает, чтобы Сам Бог наставил его» на путь спасения. Удаляется от всего, что может привести ко греху («увеселений, игр, бесед злых»), «уклоняется чести, богатства и утехи мира сего», «пищи же и пития не к сласти и роскоши, но к нужде употребляет», и проч. Наконец, «не только никакой временной беды или страха человеческого, но и самой смерти не боится, и лучше соизволяет бедствовать и умереть, нежели согрешить»57 (3, 234).
 
 
        Напротив, неимение страха Божия, или «бесстрашие, отворяет путь ко всякому злу и беззаконию. Как бо конь свирепый, не имея правителя, бежит куда хочет, так и человек, от природы ко всякому злу склонный, когда лишится страха Божия, аки доброго правителя, на все злое устремляется» (3, 237). И такое состояние не только опасно, но и мучительно для грешника. «Часто слышу я, — пишет в одном из писем святитель, — что Давид святой поет: тамо убояшася страха, идеже не бе страх (Пс. 13, 5). Люди боятся человека, но Бога не боятся; боятся потерять временный живот, но не боятся потерять живота вечного; боятся лишиться богатства, славы, чести и успеха, но не боятся лишиться вечных благ, чести, славы и утешения райского; боятся уз, темницы и ссылки временной, но не боятся вечной темницы, уз и ссылки. И тако приличествует им песнь сия: тамо убояшася страха, идеже не бе страх»58 (6, 302-303). Такой страх, страх плотской, который имеют и нечестивые, по мысли святителя, не причастен любви. И потому то, что делается по нему, не угодно Богу. Этот страх верой изгоняется из сердца, где верой же насаждается страх Божий — плод познания Бога и духовной мудрости.
 
________________________________
 
 
Страх Божий — вершина познаний; где нет его, там не найдешь ничего (истинно) доброго. Преподобный Ефрем Сирин.
 
 
Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его. Так страх Господень, войдя в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью. Преподобный Антоний Великий.
 
 
Если человек будет смиряться, если будет бескорыстен, если воздержится от осуждения, то придет к нему страх Божий. Авва Евпрений.
 
 
Если человек говорит, что боится Бога, но не находит в себе страха Божия, когда он нужен, чтобы обуздать гнев, дерзость, покушение учить другого тому, чего сам не узнал опытом, чтобы обуздать человекоугодие, или искание славы человеческой, или какую-либо другую страсть,- все подвиги такого человека суетны.
 
 
Совершенство всего монашеского жительства заключается в том, что человек достигает страха Божия в духовном разуме и внутренний слух начнет внимать совести, направленной по воле Божией.
 
__________________________
 
 
И еще много, много подоюных слов Свв.Отцов.
 
 
Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием.
 
 
Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих, а свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести.
 
 
Страх Божий — хранитель и защитник души; он — страж ума, этого царя, владычествующего над внутренним человеком; он поражает всех врагов царя.
 
 
От постоянного помышления о Суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает добродетели.
 
 
Проси Бога от всей крепости твоей, чтобы Он ниспослал страх Свой в сердце тебе. Страх Божий умерщвляет все страсти, борющие несчастную душу, чтобы отлучить ее от Бога и овладеть ею.
 
 
Если тебя прославляют и ты с услаждением принимаешь похвалу,- нет в тебе страха Божия.
 
 
Если скажут о тебе что-нибудь несправедливое и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия.
 
 
Если ты посещаешь славных мира с намерением свести с ними короткое знакомство и дружбу, то нет в тебе страха Божия.
 
 
Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, насколько больше ты должен страшиться Бога, Который совершенно видит тайны сердца твоего.
 
 
Если ты последуешь водительству страха Божия, никакая страсть не сможет насильно владеть тобою.
 
 
Горе небоящимся Бога, ибо они впадут во многие грехи и будут наказаны в этой и в будущей жизни.
 
 
Кто имеет страх Божий, тот в чистоте приносит плоды добродетели и отсекает ветви зла .
 
 
Источник всех добродетелей — страх Божий.
 
 
Тот, в ком есть страх Божий, заботится о том, чтобы не нашлось в нем недостатка в какой-либо добродетели. Преподобный авва Исаия .
 
 
Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании. Преподобный Пимен Великий .