От полковник Рюмин
К Олег К
Дата 12.12.2001 20:48:27
Рубрики Прочее;

Re (6): Третий Рим

>>> Потом Разве Третий Рим это греческая идея? ... >> Идея Третьего Рима проталкивалась усиленно греками после того, как Второй Рим был захвачен турками.  
 
  
 
>Хотелось бы этому получить весомые доказательства.  
 
  
 
>>В этом нельзя не видеть и политическую корысть со стороны греков.  
 
  
 
>Никакой политической и иной корысти грекам от этого не было. И нам не было. Никакой корысти в несении креста быть не может.
 
 
Все было с точностью до наоборот. В послании (если хотите, воззвании), с которым монах псковского Елиазарова монастыря Филофей обратился к Василию III, он, следуя тезису о богоустановленном единстве всего христианского мира, доказывал, что первым мировым центром был Рим старый, за ним Рим новый — Константинополь, а в последнее время на их месте стал третий Рим — Москва. “Два Рима падоша (пали), — утверждал Филофей, — а третий стоит, а четвертого не бывать”. То есть “Великий Рим” сохранил свое физическое бытие, но утерял духовную сущность, будучи пленен католичеством. Оплотом православия стало греческое царство, но оно попало под власть неверных. Крушение двух царств закономерно поставило задачу хранить Православнцю Веру перед московским православным царством. Идея о всемирной роли Москвы имела в устах Филофея сакральный, а вовсе не «имперский» смысл.
 
 
Потом в послании государеву дьяку Мисюрю Мунехину Филофей уточнил свою идею следующим образом: греческое царство “разорися” из-за того, что греки “предаша православную греческую веру в латинство”. Может, Великому Князю самому импонировали рассуждения об исключительной исторической миссии Москвы. Но не удается обнаружить доказательств того, что теории Филофея приобрели характер московской официальной доктрины.
 
 
Сам-то Василий III был по матери греком и гордился своим родством с византийской императорской династией. Греки, близкие к великокняжескому двору, нападки на византийскую церковь встретили с понятным возмущением. Мать Василия III воспитывалась в Италии. Сам Василий, не чуждый духа греко-итальянской культуры, покровительствовал Максиму Греку и поощрял его деятельность по исправлению русских книг. И сомнения в ортодоксальности греческой веры ставили его, гм,  в щекотливое положение.