От Куздра
К All  
Дата 14.12.2001 01:37:09
Рубрики Прочее;

Послание Архиерейского Синода РПЦЗ

Послание Архиерейского Синода РПЦЗ
 
Призыв к миру и единомыслию
 
 
 
«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4, 1).
 
 
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры во Христе.
 
 
В связи с потоком ложных обвинений, людских амбиций и разгоревшихся страстей наша Церковь переживает сейчас трудное время. Поэтому мы призываем всех — и духовенство и прихожан я — усилить свои молитвы и направить все старания к прекращению раздоров и умиротворению Церкви.
 
 
Каждый из нас, от великого до малого, должен стать миротворцем! «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4, 6).
 
 
В первую очередь надо сказать, что совершенно недопустимо было применение силы в событиях, происшедших 9/22 ноября с. г. в Мансонвилле. И мы все об этом глубоко сожалеем и скорбим.
 
 
Если разобраться в сущности возникших проблем, то ссориться, собственно, не из-за чего. Все мы согласны с тем, что сергианство и экуменизм являются злом, и никто из архиереев не собирается менять изначальный курс Русской Зарубежной Церкви, никто не говорит о соединении с Московской патриархией или о самоупразднении нашей Церкви. Наши ценности и идеалы не изменились.
 
 
Что меняется, так это отношение к Церкви на нашей многострадальной Родине. Более 80 лет верующие русские люди молили Господа освободить нашу Родину от ига безбожной власти, и Он услышал наши молитвы: без всякого действия извне, без кровопролития, внезапно рухнул коммунизм.
 
 
На нашей Родине происходит духовное возрождение — пусть не так быстро, как хотелось бы — но оно есть: этот процесс идет из среды простого верующего народа, поднимается в ряды духовенства и постепенно проникает в епископат. Мы все свидетели начала того духовного возрождения, о котором предсказывали некоторые святые революционнаго времени.
 
 
Остается нам лишь благодарить Господа за это чудо и терпеливо ждать дальнейшего духовного оздоровления РПЦ — МП.
 
 
В последних церковных событиях самым отрадным было то, что все заседания Собора и Синода РПЦЗ проходили в деловой и дружеской обстановке. Каждый высказывал то, что думал и никого не заставляли что-либо подписывать против его совести. На этих заседаниях владыка митрополит Виталий был в согласии с большинством архиереев, несколько раз всех благодарил за единодушие и за принятые постановления.
 
 
Но вдруг посыпались за его подписью ничем не обоснованные и оскорбительные обвинения в адрес нашего епископата. Сразу стало ясно, что они были написаны кем-то другим и старцу-митрополиту только давали их для подписи. Находясь в Синоде, мы все замечали, что владыка митрополит быстро забывал то, о чем только что говорилось. На всех заседаниях и встречах с владыкой митрополитом Виталием все архиереи всегда держали себя по отношению к нему с большим уважением и с любовью. Этому мы все свидетели. Даже после того, как он письменно укорил нас в грехопадении (не понятно каком) и в том, что мы составили «разбойничий собор», все мы желали, чтобы старец вернулся в Синод и пользовался бы почетом старейшего иерарха. Мы понимали, что он подпал под влияние злобствующих церковных политиканов, которые пользуются его именем ради достижения своих целей и амбиций.
 
 
Всем нам, архиереям, хотелось, чтобы первосвятительский жезл перешел к новому Первоиерарху, митрополиту Лавру, так же мирно и благостно, как он перешел от митрополита Антония к митрополиту Анастасию и от митрополита Анастасия к митрополиту Филарету (Митрополит Филарет скончался скоропостижно).
 
 
Однако, увы! Люди, окружившие митрополита Виталия, сумели омрачить торжество настолования нашего нового Первоиерарха митрополита Лавра, который пользуется всеобщей любовью и уважением — как епископата, так и верующих людей. Бог судья тем, которые раздирают Церковь и сеют злобу! Святитель Иоанн Златоуст говорил, что нет греха тяжелее учинения раскола в Церкви. Этот грех не смывает даже мученическая кровь.
 
 
Необходимо сказать несколько слов по поводу ново-созданной «Русской Церкви в Изгнании» (Надо отметить, что эти «изгнанники» сейчас снова себя называют РПЦЗ, а позднейшая версия РПЦЗ[В].) Власть Первоиерарха велика, но не безгранична. Церковные каноны требуют, чтобы все важнейшие решения старший среди архиереев (в данном случае митрополит) согласовывал с остальными архиереями, как гласит 34 Апостольское правило: первый епископ ничего да не творит без рассуждения всех. Ни снятие запрещения, наложенного Синодом, ни хиротонии новых архиереев митрополит не имел права совершать самолично, — тем более после того, как он добровольно ушел на покой.
 
 
Кандидатуры недавно впопыхах посвященных митрополитом Виталием архиереев никем не были одобрены. Уже одно это обстоятельство делает их хиротонии неканоничными.
 
 
Первая хиротония была совершена митрополитом Виталием и бывшим епископом Варнавой, который незадолго до этого был лишен сана, поэтому все его священнодействия недействительны. В сущности, сейчас он — простой монах. Следует пояснить, что среди архиереев, епископ Варнава известен, как человек порывистый, часто действующий необдуманно и многократно нарушавший церковные каноны. Еще в 1993 году епископ Григорий (Граббе) настаивал, чтобы владыку Варнаву отстранили от священнослужения: «Количество канонических нарушений епископа Варнавы настолько велико, — писал тогда Синоду епископ Григорий, — что невозможно их все перечислить». Самым серьезным недавним нарушением бывшего епископа Варнавы является бунт, который он возглавил против своего правящего архиерея, епископа Амвросия, и самочинное создание им своей епархии в Западной Европе.
 
 
Известно, что в течение последних трех лет митрополит Виталий не служил, а лишь присутствовал в алтаре, ссылаясь на свою немощь. А тут он вдруг совершает архиерейские хиротонии, без участия хоть одного законного епископа и ни с кем из архиереев не посоветовавшись. Эти действия не похожи на действия того митополита, которого мы знаем и который всегда стоял на страже чистоты Православия и канонической строгости!
 
 
Итак, самообразовавшаяся в Мансонвилле новая церковная организация возникла при вопиющем попрании церковных правил.
 
 
По нашему глубокому убеждению, она не канонична и поэтому ничего положительного принести не может. Как дело не от Бога, оно непременно раздробится и распадется к стыду его создателей.
 
 
Больно до слез, что недобрые советники старца-митрополита на закате его плодотворной жизни так унизили его доброе имя.
 
 
Будем же все молиться о том, чтобы владыка Виталий освободился от влияния раскольников и вернулся в лоно Зарубежной Церкви, для которой он так много потрудился. Митрополит Лавр старается сейчас встретиться с митрополитом Виталием, чтобы остановить возникшую смуту, но окружение владыки Виталия до сих пор препятствует этому.
 
 
В заключение, мы призываем всех вас, дорогие братие и сестры сплотиться вокруг митрополита Лавра и во всем поддерживать его!
 
 
«Да воскреснет Бог и расточатся врази его!»
 
 
30 ноября/13 декабря 2001 г.
 
 
 
 
 
————————————————————————————————————————
 
 
EPISTLE OF THE SYNOD OF BISHOPS
 
APPEAL FOR PEACE AND UNITY
 
«From whence come wars and fightings among you? come they not hence, even of your lusts that war in your members?» (James 4:1)
 
 
Honorable fathers, dear brethren and sisters in Christ:
 
 
In connection with the flood of false accusations, personal ambitions and flaring passions, our Church is suffering a difficult time. For this reason we call all of you–-both clergy and laiety—to redouble your prayers and direct all of your efforts towards ending the dissension and towards restoring peace to our Church.
 
 
Each of us, great and small, must become a peacemaker!
 
 
«Let your speech be always with grace, seasoned with salt, that ye may know how ye ought to answer every man.» (Colossians 4:6)
 
 
Firstly it must be said that it was utterly unacceptable to employ force in the events of 9/22 November in Mansonville. We all deeply regret and grieve over this.
 
 
If one examines the essence of these problems, then in fact, there is nothing to argue over. We all agree that Sergianism and ecumenism are evil, and none of the bishops is prepared to alter the fundamental course of the Russian Orthodox Church Outside of Russia, and no one is discussing unification with the Moscow Patriarchate or of the unilateral liquidation of our Church. Our values and ideals have not changed.
 
 
What has changed is the attitude towards the Church in our much-suffering Homeland. For over 80 years, the Russian faithful have prayed to the Lord to emancipate our Homeland from the godless state, and He heard our prayers: without any external intervention, without bloodshed, communism suddenly collapsed.
 
 
A spiritual rebirth is occurring in our Homeland–- perhaps not as quickly as one would like-–but nonetheless: this process is rising from among the simple believing people, through the ranks of the clergy and is gradually infusing the episcopacy. We are all witnesses of the genesis of this spiritual rebirth, which was foretold by several saints of the revolutionary era.
 
 
It remains for us to thank the Lord for this miracle and to patiently await the continued spiritual healing of the ROC/MP.
 
 
In the recent Church events the most gratifying was the fact that all the sessions of the Council and Synod of Rocor were conducted in a businesslike and amicable manner. Everyone expressed his opinion and no one was forced to sign anything against his conscience. At these sessions, Vladyka Metropolitan Vitaly was in agreement with a majority of the bishops, thanked everyone several times for our unity of spirit and for the resolutions reached.
 
 
Then suddenly, unfounded and insulting accusations against our episcopate poured forth bearing his signature. It immediately became clear that they were composed by someone else, and that they were presented to the elder-metropolitan for his signature. Being at the Synod, we all noticed that Vladyka Metropolitan quickly forgot what was just said. At all the sessions and meetings with Vladyka Metropolitan Vitaly, all the bishops treated him with respect and love. We are all witnesses to this. Even after he accused us, in writing, of falling into sin (though what sin was unclear), and that we comprised a «rogues` council,» we all wished that the elder would return to the Synod and enjoy his esteem as the elder of the hierarchs. We understood that he fell under the influence of wicked church politicians who used his name for their own goals and ambitions. All of us bishops desired that the First Hierarch`s staff would pass to the new First Hierarch, Metropolitan Laurus, as peacefully and serenely as it did from Metropolitan Anthony to Metropolitan Anastasy and from Metropolitan Anastasy to Metropolitan Philaret (Metropolitan Philaret died suddenly).
 
 
And yet, alas! Those who surrounded Metropolitan Vitaly were able to besmirch the ceremony of the enthronement of our new First Hierarch Metropolitan Laurus, whom everyone loves and respects, both the bishops and the faithful flock. May God judge those who rend apart the Church and sow hatred! St. John Chrysostom said that there is no sin greater than inflicting schism on the Church. This sin is not washed away, even with the blood of martyrdom.
 
 
Several words must be said about the newly-formed «Russian Orthodox Church in Exile» (it is to be noted that these «exiles» now once again call themselves the Rocor, and subsequently the Rocor [V]). The powers of the First Hierarch are great, but not unlimited. The Church canons require that the eldest of the bishops (in this case, the Metropolitan) accord all important decisions with the other bishops, as stated in the 34th Apostolic Canon: «the first hierarch may do nothing without the counsel of the rest.» The Metropolitan had neither the right to remove suspensions meted out by the Synod, nor to consecrate new bishops unilaterally –-especially after he voluntarily retired.
 
 
The candidacies of the recently-made bishops, hastily consecrated by Metropolitan Vitaly were approved by no one. This fact alone makes their consecrations uncanonical.
 
 
The first consecration was conducted by Metropolitan Vitaly and the former bishop Varnava, who not long before was defrocked, therefore all of his clerical acts are invalid. In fact, he is now merely a monk. It must be clarified that among the bishops, Bishop Varnava was known as an impetuous person, often acting thoughtlessly and repeatedly violating Church canons. As early as 1993, Bishop Gregory (Grabbe) insisted that Bishop Varnava must be removed from the ranks of the clergy; «The number of the canonical violations of Bishop Varnava is so great that it is impossible to enumerate them.» The latest grave violation was the revolt he led agains his ruling bishop, Bishop Ambrose, and the personal creation of his own diocese in Western Europe.
 
 
It is know that over the last three years, Metropolitan Vitaly did not serve, and only attended services inside the altar, deferring to his infirmity. Here he suddenly performs consecrations of bishops, without the presence of a single lawful bishop, and seeking the counsel of no other bishops. These actions do not resemble the actions of the Metropolitan we know, who always stood in defense of the purity of Orthodoxy and canonical severity!
 
 
And so the self-created new ecclesiastical organization in Mansonville appeared through an outrageous disdain for Church laws. It is our deep conviction that it is uncanonical and can bring no good. Since this was not a work of God, it will no doubt splinter and disintegrate, to the shame of its creators.
 
 
It is painful unto tears that the wicked advisors of the elder Metropolitan, upon the sunset of his fruitful life, have defiled his good name.
 
 
Let us all pray that Vladyka Vitaly is freed from the influence of these schismatics and returns to the bosom of the Church Abroad, for which he labored so much. Metropolitan Laurus is now attempting to meet with Metropolitan Vitaly to halt this unrest, but those who surround Vladyka Vitaly are thus far preventing this from happening.
 
 
In conclusion, we call upon all of you, dear brothers and sisters, to unite around Metropolitan Laurus and support him in every way!
 
 
«Let God arise, let his enemies be scattered.»
 
 
 
November 30/December 13, 2001