От полковник Рюмин
К All
Дата 20.12.2001 00:35:47
Рубрики Прочее;

Cлово Cвятаго Праведнаго Iоанна Кронштадтскаго  в день Святителя Николая чудотворца Мvрликийскаго, дек. 6, 1896

О величии человеческой природы по ея Первоначалу и о ея крайнем унижении и растлении человеческими страстями и похотями.
 
 
В ЧЕСТЬ великаго святителя и чудотворца Николая хочу сказать слово о величии человеческой природы, созданной по образу и подобию Божию, разумной и свободной.
 
 
Празднуемый ныне Святитель представляет из себя разительный и постоянный пример величия человеческой природы в ея благодатном состоянии. Почти пятнадцать веков память святителя громко прославляется во всех концах вселенной, — и прославляется достойно и праведно за те величайшия добродетели, коими был украшен в земной жизни своей угодник Божий и коими прославился и прославляется по кончине своей. Был он муж веры правой, или православной, добродетелей превысоких: кротости, смирения, незлобия, простоты, доступности ко всем, правды, милосердия, сострадания ко всем, ревности о слове Божием, вере правой, о душах человеческих, мужества неодолимаго, когда приходилось защищать веру и страдать за нее, цвломудрия непоколебимаго, духа всегда возвышеннаго, не связаннаго никакими житейскими пристрастиями. Вот пример величия человеческой природы в ея благодатном состоянии. И это величие, данное Богом святителю Николаю, признается всеми, даже неверными народами, не христианами,— магометанами, евреями и многими язычниками; оно чувствуется всеми благочестивыми христианами, ибо чудесами своими благотворными святитель наполнил все концы земли, являясь на помощь всем, призывающим его усердно. Это — воистинну скорый помощник и молитвенник о душах христианских, и даже — не христианских, но призывающих его в простоте сердца. Вот причина,— почему из всех святых более всех призывается и прославляется угодник Христов Николай. Он истинно есть причастник Божественнаго естества, — соединен вечно с Богом,—один дух с Богом, по выражению апостола: соединяющийся Господу есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17.).
 
 
И потому, призываемый всюду, он всюду поспешает с небесною, божественною помощию, во всех концах вселенной, всем помогая, всех исцеляя, всех избавляя от разных бед и напастей.
 
 
И все святые наши, прославленные Богом, также велики, каждый — в своем роде, но «та слава солнцу, ина слава луне, ина слава звездам, ибо звезда от звезды разнится во славе» (1 Кор. 15, 41.). Так и между святыми одни славны, а другие более славны; славны все апостолы, но Петр и Павел славнее других, и св. Iоанн Богослов славится как девственник, евангелист и друг Христов более других; славны все святители, но святители первых веков Василий, Iоанн Златоуст, Григорий и др. славнее прочих; славны все мученики, но Стефан первомученик, Георгий Победоносец, Димитрий Мvроточивый, Θеодоры Тирон и Стратилат, мученицы: Θекла, Варвара, Екатерина, Параскева и прочия славнее других. Слава Богу, возвеличившему нашу природу в ликах святых и даровавшему нам в них достоподражательный пример правости и твердости в вере, горячей и непобедимой любви к Господу, мужества и терпения в страданиях за веру, возвышенных душ, непреклонившихся долу никакими боязнями и страхами человеческими, никакими болезнями и скорбями, но до конца пожертвовавшими Богу своею жизнию. Вот пример всем, как право и твердо веровать, жить по вере и умирать за веру. Сравним их веру, жизнь, терпение, твердость в добродетели с нашею жизнию, с нашими нравами,— что увидим, какую разницу? Они — как небо от земли — стоят выше нас. А мы разве не те же люди? Нам разве не даны те же силы и средства к подвигам добродетели, к возвышению над всеми страстями и к победе над ними, к успехам во всякой добродетели, к очищению, освящению, к причастию Божественнаго естества, к обожению?— И доселе св. Церковь неистощима в своих благодатных средствах и силах, подаваемых истинным и верным чадам своим к одолению всяких страстей, к содеянию всякой добродетели и святыни.
 
 
Откуда же происходит современное безверие, безбожие и кощунство некоторых, это нелепое толкование Евангелия, это презорство к св. Церкви, эти отпадения в пашковщину, толстовщину, штунду? Отчего между нами русскими царит разврат, пьянство, неверность и непостоянство мужей и жен, отвержение постов, страсть к театрам и конским ристалищам, к скоробежеству на круглых самокатах и пренебрежение к жизни собственно христианской,— к преследованию идеалов духовных, постоянных, вечных,— К подвигам добродетели? Ведь все же мiрския удовольствия — суетны и минутны, сердце наше растлевают, душу и тело подвергают болезням, не дают жизни, преждевременно сводят в гроб! — Так унижают, оскверняют и растлевают страсти природу человеческую, созданную по образу Божию, и губят многих на веки, на вечность.
 
 
Возлюбленные братия и сестры! скоро все мы предстанем на суд пред Богом — суд неизбежный, нелицеприятный, праведный,— страшный и для праведников. Какими мы явимся там тогда? Bсe святые предстанут там уже не молитвенниками о нас, а обличителями нашего маловерия или неверия, нерадения, лености, нечистоты, невоздержания, хуления, — нашей языческой, а не христианской жизни. Поспешим исправить свои нравы и испытать себя,— в вере ли мы — или без веры? Время течет: суд спешит; престолы страшные, пламенные, престолы суда готовы. «Страшно же некое чаяние и ревность огня, хотящаго поглотить противников» (ср. Евр. 10, 27.). Время еще есть. Покаемся и сотворим плоды покаяния. Аминь.
 
 
ПОЛНОЕ СОБРАНIЕ СОЧИНЕНIЙ
 
настоятеля
 
КРОНШТАДСКАГО АНДРЕЕВСКАГО СОБОРА
 
ПРОТОIЕРЕЯ
 
О. Iоанна Ильича Сергiева.
 
 
CЛОВА и ПОУЧЕНIЯ,
 
произнесенныя съ 1896 по 1901 годъ
 
 
Изданiе первое, подъ редакцiею автора
 
ТОМЪ 7-й
 
 
(Дореволюционная орфография частично переправлена А.Рюминым)_