От полковник Рюмин
К Павел
Дата 25.12.2001 00:32:50
Рубрики Прочее;

Re (2): Высказывание грубых слов в адрес любого человека грех

>>> Мне кажется недопустимым высказывание каких либо грубых и оскорбительных высказываний в адрес каких либо архиереев Русской Православной Церкви, а тем более в адрес ее предстоятеля Патриарха Всея Руси Алексия II, за которого мы молимся на каждой литургии.
 
>>>
 
>>> А то, что сейчас можно ездить только с охраной — не его вина.
 
>>>
 
>>> Мне кажется, что главная задача христианина — спасать свою душу, а не заниматься критикой и обличениям направо и налево.
 
 
____________________________
 
>> Высказывание грубых слов в адрес любого человека — грех.
 
>> Положению же Церкви надо «мирствовать», слова святителя Игнатия (Брянчанинова). Даже если ты видишь нечто противное и смущающее тебя — не дивись сему, ибо Царство Божие еще не наступило в полноте и высшей справедливости ожидать здесь на земле наивно. Особенно в наше, оскудевшее подвигом время.
 
>
 
> Да, странно выделять в этом случае патриарха и архиереев.
 
 
Обличение греха необходимо. Св. Отцы Церкви также учат о необходимости каждому православному иметь ревность о Благочестии. Это вечное и святое дело Церкви. Это долг каждого христианина.  С Предтечева призыва к покаянию начинается евангелие от Марка. Бичевали внутрицерковные грехи Христовы апостолы: Павел — коринфян и даже первоверховного Петра. Отцы Церкви ради этого составляли канонические Правила, и на их основании низлагали таких Патриархов-еретиков, как Несторий, и многих других. Обличать грех, и в частности ересь, может любой мирянин. Можем и мы,  многогрешные и немощные рабы Божии. Сам Господь научил нас, как это следует сделать: «Повеждь Церкви» (Мф. 18,17).
 
 
С особенною силою говорит об этом Златоустый Святитель:
 
 
“...Не удивляйся, что пастыри Христовы и учители благочестия ратуют за истину. Даже и тот, кто не состоит учителем и не занимает учительского места, а просто принял Христово учение и стал в ряду Его учеников, и тот уже должен иметь ревность по Боге и воздавать благодарность Благодетелю, смело отверзая уста в защиту истины и против нечестия, по завету Св. Писания: «чадо, подвизайся о истине, и Господь Бог поборет по тебе» (Прем. Иис. Сир.4,32)... Ревность Святаго Духа да научит и вас быть ревнителями и страдать за благочестие и подвизаться за правду подвигом добрым... Не удивляйтесь, если и пастыри оказываются волками. Ведь именно в беседе с епископами и пресвитерами апостол Павел говорил: «от вас самех восстанут мужие глаголющии развращенная» (Деян. 20,30). Итак, не давайтесь в обман никому, хотя бы кто и имел снаружи вид ангела, будучи внутри диаволом. Поэтому Иисус Христос и говорит: «блюдите, да никтоже вас прельстит» (Мф. 23,4 ). И я опять повторю то же самое. Берегитесь от соблазна, откуда бы он ни шел – от чужих ли или от своих, и кто бы ни был тот, кто говорит развращенная – епископ ли, пресвитер ли, диакон ли, или чтец – из тех, «иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы» (Мф. 7,15), которые имеют образ благочестия, силы же его отверглись. Вы же, возлюбленные, не вдавайтесь в заблуждение. но как приняли Господа нашего Иисуса Христа, в Нем пребывайте, и Бог мира будет с вами” .
 
 
При этом, осуждая грех,  нельзя, конечно, осуждать человека. Ведь цель любого обличения — исправление греха, хотя часто и болезненное. «Обличение бо нечестивому — раны ему». Нельзя клеймить навеки, нужно оставлять критикуемым возможность излечиться от своих духовных болезней. И помнить надо, что высокопарное пустословие не есть исповедничество. Конечно, нужно и слушать, и говорить иногда, но всему этому должно знать истинную меру и цену. И первое правило здесь — меньше крика, меньше пафоса, меньше самомнения, меньше резкости по отношению к другим. Вместо этого необходимо побольше искренности и простоты.
 
 
Что касается лично моих «обличительных выступлений», то я, поверьте, не испытываю никакого удовольствия от этой роли. Мои единомысленные друзья — тоже. Видит Бог, мы на эту роль не напрашивались и готовы прекратить всяческие публичные выступления по первому же слову своих духовников. Да.
 
 
Да, и еще пару слов о спасении души. О том, что является целью всей земной жизни каждого христианина.
 
 
Деяния высокопоставленных архиереев, которые в угоду кремлевским сановникам и их закулисным масонским покровителям втягивают православных во всеобщую нумеризацию, «благословляют» принимать ИНН (как благословляли ваучеры брать, голосовать на выборах, паспорта менять), сеют соблазн, гибельным образом влияющий на духовную жизнь рядовых верующих, порождает в душах у многих страшные сомнения и, таким образом, что ужаснее всего, препятствует самому главному – как раз спасению души.
 
 
И еще о «грубых словах». Да, упрек справедлив. Но, согласитесь, для того, чтобы «конструктивный диАлог» состоялся, уважение и внимание должны быть обоюдными. А на самом деле? Есть ли хоть один пример того, как смиренное и кроткое прошение к московскому начальству помогло? Сколько индивидуальных и коллективных писем было направлено мiрянами и священниками в адрес Синода с мольбами, увещеваниями и просьбами! Я сам подписывал некоторые из них, сам некогда пытался остудить «слишком горячие» головы, предлагавшие более решительные формулировки.
 
 
Все эти письма были канонически обоснованы по существу и безупречно вежливыми по форме. И что же? Чего добились их авторы, аттестовавшие себя «смиренными послушниками» и «недостойными чадам»?
 
 
 
Притом опыт показывает: обличения обновленчества, экуменизма, нечестия «вообще», без указания конкретных имен — никому не страшны. Можете осуждать анонимов сколько угодно! Им это совершенно безразлично, они будут продолжать делать свое дело, как будто их эти обличения не касаются. Но когда называется конкретное имя, дается перечень предосудительных деяний и высказываний того или иного вероотступника и указывается, какие каноны он при этом нарушил — результат, как правило, бывает совершенно другим.
 
 
Тут-то и начинается вселенский плач о «грубой форме» и «неуважении к иерархии». В действительности же все гораздо проще. Да.