От полковник Рюмин
К All
Дата 31.12.2001 17:10:29
Рубрики Прочее;

ЕЩЁ ОДИН ГОД...

                     ЕЩЁ ОДИН ГОД...
 
 
                       >"Ей, гряди, господи lucyce!" (Апокал. 22, 20)
 
 
Еще один год отошел в вечность. Еще на один год сократилась жизнь каждого из нас. Еще на один год приблизились мы к общей; ожидающей весь мiр неизбежной кончине.
 
 
Что же? — Неужели можно видеть в этом повод к веселию и танцам — к тем легкомысленным «встречам Нового Года», который, в безумии своем, измыслил для себя погибающий человеческий мiр?
 
 
Нет! не место там, на этих «встречах», в чаду табачного дыма и в угаре нескромных развлечений, истинно-верующему православному христианину. Место ему — в храме Божием, на молитве. Напряженная, обще-церковная, «едиными усты и единым сердцем» возносимая, всенародная покаянная молитва — вот единственное, что еще может спасти нас.
 
 
Неужели все еще так слепы мы, что не видим всего совершающегося в мiре? Неужели не ужасает нас то, что происходит в современной церковной жизни, как среди нас, православных христиан, так и в религиозной жизни вообще — среди иноверцев? Разве во Имя Христово сейчас раздаются все эти призывы к единству с одновременным, столь, казалось бы, очевидным, попранием единой спасительной Христовой Истины?
 
 
Разве может быть какое-нибудь единение у Христа с Велиаром?
 
 
Разве может быть что-нибудь общее у света со тьмою? (II Коринф. 6, 14-15).
 
 
Да! не дано нам знать времена и сроки, которые Отец Небесный положил в Своей власти. Но сказано ясно и определенно: «Когда увидите все cиe, знайте, что близко, при дверях» (Матф. 24, 33). И дано грозное предостережение; «Бодрствуйте ... будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф. 24, 42-44). И заповедано молиться: «Ей, гряди, Господи Iисусе!», как молилась вся первохристианская Церковь.
 
 
Каждый день поэтому св. Церковь в своем полунощном богослужении напоминает нам об этом страшном и славНОМ часе Второго Пришествия Христова и внушает нам быть готовыми к нему словами умилительного песнопения: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща : недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: свят, свяг, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас» (Тропарь на повседневной полунощнице).
 
 
Когда сильна была вера вообще, живой и действенной была в сердцах людей-христиан и вера в близость Второго Пришествия Христова: как только ослабевала вера и начинали господствовать в людях греховные страсти и привязанность ко всему земному, ослабевала веpa и в близость Второго Пришествия Христова. О таких людях, поступающих по собственным своим похотям, и говорит св. Апостол Петр в своем соборном послании, предупреждая, что в «последние времена» их будет особенно много, и они станут смущать верующих, внушая им сомнения в истинности учения о Втором Пришествии Христовом. «Где обетование пришествия Его?» — станут говорить они: «ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Петр. 3, 3-4). Отсрочку дня Второго Пришествия Христова св. Апостол объясняет только долготерпением Божиим, ибо Господь не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3, 9). Тем не менее, «День Господень», то есть день Второго Пришествия Христова, все же придет — «придет, как тать ночью», а потому мы и должны быть всегда готовы его встретить, должны «ожидать и желать» его, по буквальному выражению Апостола, ибо тогда только и наступит исполнение всех наших чаяний — явится «новое небо и новая земля», на которых будет «обитать правда», чего мы никогда не дождемся на нынешней нашей грешной земле, осужденной Богом на сожжение огнем (2 Петр. 3, 7-13).
 
 
Каждое утро, при чтении утренних молитв, Св. Церковь внушает нам исповедывать эту веру во внезапное пришеcтвиe Христово: «Внезапу Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но с т р а х о м зовем в полунощи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас».
 
 
Этот спасительный страх — действеннейшее побуждение к истинно-христианской жизни, эта вера во внезапное, когда никто его не будет ожидать, — «яко тать в нощи» — Второе Пришествие Христово есть венец всех наших христианских чаяний и упований. Вот почему противно Евангелию, противно учению нашей Церкви поступают те, которые отклоняют христиан от этой единственно-спасительной для людей, отрезвляющей их мысли.
 
 
Bеpa в якобы грядущее бдагоденствие человечества еще здесь на земле — так называемый «хилиазм»— решительно осуждена Христовою Церковью на 2-м Вселенском Соборе, ибо для нее нет никаких оснований в Евангелии, учащем лишь о все большем и большем, с течением времени, «умножении беззакония» и «изсякновении любви», так что от «великой скорби», которая тогда настанет, «не спаслась бы никакая плоть» (Матф. 24, 12, 21-22), если бы пришествие Христово не положило всему этому конец.
 
 
Таково ясное учение христианской Церкви о судьбах мiра. Как православные русские люди, любящие свое отечество — святую Русь, — можем мы, конечно, питать в глубине души, несмотря на явные знамения времен, тайную надежду на спасение, восстановление и возрождение нашей Родины России, но твердым основанием для такой надежды должны быть м ы сами — есть ли в нас истинное покаяние, стремление к исправлению греховной жизни, способны ли мы к такому духовному возрождению, какого ждем от нашей Родины? Если все это есть, слава Богу! Тогда мы сможем заслужить милость Божию еще в этой жизни и дождемся великой радости спасения нашей Родины и восстановления Святой Руси. Тогда получим мы благостную отсрочку всеобщего конца от долготерпеливого Господа.
 
 
Но только не для того, чтобы опять начать жить безпечно, не помышляя об ожидающем нас конце. Мысль о близости и внезапности Второго Пришествия Христова никогда и в несчастии и в благоденствии, не должна оставлять нас, ибо она заповедана нам Словом Божиим. И никто не вправе относить сроки кончины мipa и Второго Пришествия Христова к какому-то далекому, неопределенному будущему, убаюкивая этим себя и других и ослабляя свою духовную бодренность несбыточными надеждами на установление какого-то мнимого рая на земле.
 
 
К таким проповедникам, поблажающим страстям людским и в то же время внушающим надежду на какое-то светлое будущее, вполне применимы строгие прещения на лживых пророков, которые мы находим в книге св. пророка Iepeмии. Они говорят: «мир! мир! когда нет мира». (Iерем. 6. 14) и тем вводят народ в заблуждение (Iезек. 13, 10). Они, по словам пророка, проповедуют «ложь и обман своего сердца. Господь Саваоф говорит о таких пророках: не слушайте слов их: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они говорят: »мне снилось, мне снилось" ... Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением. Никакой пользы не приносят они народу своему" (Iepeм. 23, 16-17, 25-32).
 
 
«Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена» — так проповедовал пророк Божий Iона, и эта проповедь возымела свое благотворное действие: Ниневия покаялась и была прощена Богом. Только живое и яркое напоминание о возможной близости кончины мiра, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда может еще встряхнуть и пробудить от гpеховного сна современный мiр, глубоко погрязший во всякого рода нечестии и беззакониях. А потому ни о чем другом нe благовременно так напоминать современным людям, как именно об этом — о ТОМ, что кончина всего «близ есть, при дверех», если они не образумятся и не покаются. Разрушение грозит теперь не одной Ниневии, а всему современному мipy, и угроза эта слишком несомненна и реальна для всех... хотя бы от тех страшной разрушительной силы изобретений, которые измыслил ум человека, отступившего от Бога, от Христа, от Его Святой Церкви.
 
 
«Если не покаетесь, все... погибнете» (Лук. 13, 5).
 
 
И эта погибель с наступлением Нового 1960-го года стала к нам еще ближе, в чем не может быт для нас никаких сомнений, если мы еще верим словам Христовым, если мы верим предречениям евангельским. Но для одних — успевших покаяться и обратиться к Богу — она будет лишь временной, земной, а для других — упорных и нераскаянных — она будет вечной, действительно страшной по своей безнадежности.
 
 
Дай Бог всем нам быть в числе первых, а не вторых! Таковыми мы и будем, если станем проводить всю свою дальнейшую жизнь в страхе Божием, в постоянной подготовке себя к страшному дню судному, в непрестанном ожидании пришествия Господня, по Его заповеди. Тогда и самая кончина этого тленного мiра и Второе Пришествие Господа не будут казаться нам чем-то безнадежно-страшным, парализующим наши силы и жизненную энергию, как это кажется людям, далеким от духа истинного христианства и слишком связавшим себя с этим преходящим мiром. Приучим себя чаще молиться так, как молились первые христиане, в которых сильна и пламенна была вера: «Ей, гряди, Господи Iucyce!» (Апокал. 22, 20). Тогда не так страшны будут для нас и те испытания, которые могут ожидать нас впереди.
 
 
С такими мыслями и чувствами приветствуем мы вас, дорогие наши читатели, по случаю настуления Нового Года, который да будет для всехъ нас годом покаяния, годом всеобщего нашего духовного обновления.
 
 
(Слово Аверкия, Архикпископа Сиракузско-Троицкого в канун 1960 года)
 
 
Дореволюционная орфография переправлена.