От Сергей Латинов
К All  
Дата 03.01.2002 22:13:34
Рубрики Прочее;

Психологическая и физическая подготовка призывников

 
 
29 декабря по возвращению вечером домой с удивлением обнаружил, что в гостях у нас пребывает племянник со стороны жены, чуть более недели назад призванный в армию.
 
Как оказалось, парнишка просто сбежал из части (что размещается недалеко от Красноярска), и теперь намеревался ехать до дома, к родителям (что также находится, практически, поблизости — небольшой городок около трёх-четырёх часов езды от нас).
 
Зная, что в то время в Красноярске находилась команда из части, находящейся поблизости с их учебкой, я около часа пытался вразумить парня на его возвращение обратно с их помощью, но тот — ни в какую.
 
Рано утром племянник уехал на вокзал, а к нам дважды в течение дня заезжали военные, в т. ч. и вместе с ещё одной (уже двоюродной) его тёткой, также проживающей в Красноярске, удивлявшейся, почему мы «не сдали» паренька сразу же.
 
Офицеры таких вопросов не задавали, просто спрашивали, что и как происходило, какие планы были у сбежавшего, как он держался, и чего, примерно, следовало от него ожидать.
 
Разговор с ними проистекал спокойно и в полном взаимопонимании.
 
О племяннике ни жена, ни я не сообщили вечером кому бы то ни было, по большому счёту, потому, что не хотелось в дальнейшем иметь на себе груз обид и обвинений как с его стороны, так и со стороны его родителей (т. е. родственников), что нами было проявлено игнорирование проблем «ребёнка».
 
 
В целом же хотелось бы высказать по данному и аналогичным случаям следующее.
 
Не беря во внимание практическое отсутствие гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения (о чём следует вести особый, непрестанный, серьёзный и конструктивный разговор на различных уровнях), в аспекте произошедшего случая, думаю, имеет смысл обратить внимание на отсутствие мероприятий и программ, обеспечивающих прежде всего необходимую психологическую и физическую подготовку призывников к службе в армии.
 
Всё дело в том, что весомая часть призывников приходит в армию из города, многие из них до службы в армии нигде и, по сути, никогда физически особо не работали. Кроме того в немалом количестве воспитание в семье осуществляется в значительной мере матерью, т. е. отцы не редко отдают это дело (в т. ч. и касательно сыновей) чуть ли не полностью матерям в управление.
 
В итоге к завершению школы имеет место изнеженная физически и психологически личность, понятным образом не только не способная надлежащим образом осуществлять воинскую службу, и не только воспринимающая условия и атмосферу в армии как что-то абсолютно немысливое, но и приходящая по приезду в часть в непреодолимый стресс.
 
 
К слову следует заметить, что полугодом раньше (весной) был призван другой племянник со стороны супруги. Но он родом уже не из города, а из деревни. Т. е. физическая работа для него не была чем-то неординарным и непривычным, а отцовская, да и дедовская рука (или мужское слово старшего) по мере взросления особо не дремали и не предрасполагали к слюнтяйству.
 
Нельзя сказать, что у этого племянника служба есть пребывание сыра в масле, но то, что он оказался вполне подготовленным к ней физически и психологически, однозначно.
 
Если и были в его письмах упоминания о каких-либо конфликтах с «дедами», то он это делал шутя, если были упоминания о (физически) нелёгких буднях солдата, то писал об этом в виде совета для двух младших братьев о необходимости уделять внимание физической подготовке.
 
Кстати, как помню, в одном из эпизодов, когда он был не виноват из-за возникновения драки, этот племянник проявил стойкость и ни шёл ни на какие уступки перед угрозой физ. воздействия, так как знал, что он прав. В результате от него не только отстали, но и стали по другому, т. е. более уважительно к нему относиться.
 
 
Не знаю, насколько и как близко по времени это будет реализовано, но всё-таки хотелось бы поделиться по всему этому следующими предположениями/предложениями.
 
Думаю, что психологическую и физическую подготовку мальчишек к службе в армии необходимо начинать класса с пятого-шестого.
 
Т. е. вводить за правило пребывание подростков, скажем, в течение одной недели на протяжении каждых трёх месяцев в условиях, приближённых к условиям в воинских частях, включая и различные физические занятия, и строгий режим, и различные виды физической работы, и необходимость выполнения команд и распоряжений «командиров взводов», «отделений», «рот» и т. п.
 
Чем ближе к завершению школы, тем более увеличивать срок нахождения в таких военно-спортивных лагерях. Т. е., скажем, до месяца и более (для лета).
 
В некоторых местах, где недалеко размещаются воинские части, полагаю, есть смысл создавать, размещать такие городки прямо на территории части или в непосредственной близости от неё, в т. ч. и в аспекте организации питания учащихся непосредственно в воинской столовой.
 
Кроме того есть смысл добавить в школах для мальчишек количество часов трудового воспитания, но уже скажем не то чтобы в аспекте предмета по освоению столярных или слесарных дел, а в аспекте привития привычности к простейшему физическому труду, в т. ч. просто копание земли, строительство (скажем, спортивные городки, теплицы для школы, детских садов, домов престарелых, больниц, приютов, просто работы по благоустройству школьного участка, микрорайона, города, села и т. п.).
 
 
Приведённое, конечно, есть всего лишь наброски.
 
Но впечатление такое, что они не лишены смысла.
 
 
Кстати показательными являются и различия в подходах обоих племянников касательно чувства товарищества, коллективизма.
 
Так, если для первого (сбежавшего) поделиться с товарищами (тем, что привозят родственники) являлось вынужденным насилием над собой, то для второго это было необходимостью, долгом, неотъемлемым и естественным качеством, свойством того, кто имеет честь.