От Иван
К Роман К.  
Дата 09.01.2002 01:49:08
Рубрики Прочее;

Re (2): Роману К.: просьба все же ответить

> < но за свои слова нужно отвечать >
 
> Может быть, и нужно. Но вот стоит ли отвечать на вопросы, если не знаешь, как ответить?
 
 
Конечно, не стоит.  При одном условии — если до этого Вы не написали чего-то, что вызывает множество вопросов.  В Вашем случае именно это имеет место: на открытом для доступа любого человека православном форуме Вы написали: «Я удивляюсь, почему Русская Православная Церковь ДО СИХ ПОР не выступила против всех безобразий, творящихся в армии. Исключение составляют отдельные священнослужители».
 
 
Вы написали? Да. А раз написали — то, стало быть, должны хотя бы примерно представлять себе, что означает сия фраза.  Т.е., что есть Церковь, что есть ее мнение, и что значит, что оно высказано.
 
 
Более того, если Вы утверждаете, что ДО СИХ ПОР мнение не высказано, это должно означать не больше и не меньше, чем то, что Вы следили ДО СИХ ПОР за тем, где и какие мнения Церковь высказывала (в Вашем понимании этого процесса «высказывания»), и ответственно готовы доказать, что не было такого заявления ни разу.
 
 
>> 1) Поясните, пожалуйста, что в Вашем понимании означает выступление Русской Православной Церкви против чего-либо или за что-либо?
 
> Выступление Патриарха хотя бы.
 
 
Извините, но Вы не правы по двум причинам.  Во-первых, по существу, т.к. мнение Патриарха — это личное мнение Патриарха, как и любого иного члена Церкви, включая епископов, священников, монашествующих, мирян...  Если, конечно, этот член Церкви соборное мнение Церкви не высказывает.
 
 
Далее, Церковь не обязана иметь Соборное мнение по каждому бытовому вопросу или, может быть, даже, важному вопросу повседневной жизни.  И потому, что в ведении Церкви эти вопросы могут и не лежать, и потому, что есть вполне конкретный достаточно сложный механизм вырабатывания этого соборного мнения.
 
 
Тем не менее, положим, что Вы хотели сказать: «Я удивляюсь, почему Патриарх ДО СИХ ПОР не выступил против всех безобразий, творящихся в армии. Исключение составляют отдельные священнослужители».  В самой фразе уже заложено противоречие.  Во-первых, вряд ли Вы все же «на все сто» уверены, что Патриарх так и не выступил ни разу на эту тему.  А вдруг как выступал, и не раз?  Кроме того, получается, что он — не «отдельный священнослужитель» в таком случае.
 
 
Все-таки, скорее всего, Вы не это имели в виду.  Смотрим дальше.
 
 
>> Подвопросы:
 
>> 1.1) Считаете ли Вы выступление Патриарха (Синода, Архиерейского Собора, Поместного Собора,...) «выступлением Церкви»?  
 
> Да, являются.
 
 
Здесь Вы неправы по тем же причинам.  Лишь Поместный Собор может претендовать на то, чтобы высказывать Соборное мнение Церкви, а все остальное — это есть мнение части Церкви, в той или иной степени уважаемой, большой, и т.п.
 
 
Но, следуя Вашим ответам, теперь уже совсем непонятно, что под мнением Церкви имелось.  Возможно, Вы имели в виду, что не высказался на эту тему ни Патриарх, ни Синод, ни Архиерейский Собор ДО СИХ ПОР НИ РАЗУ.  А это еще более смелое утверждение.  Я бы на Вашем месте тут взял свои слова обратно.
 
 
>> 1.2) Являются ли членами Церкви по-Вашему миряне и как Вы предлагаете учитывать их мнение, если предлагаете?  
 
>
 
> Да, являются. Насчет учета мнения — учитывать стоит. Как учитывать  — не знаю.
 
 
Здесь Вы, конечно, правы.  А для учета мнения мирян и существует этот самый Поместный Собор.
 
 
> Есть такое понятие, как соборное мнение Церкви.
 
 
Вот именно!  Не его ли Вы имели в виду?  Тогда Вы хотите сказать, что по поднимаемому Вами вопросу ДО СИХ ПОР не сформулировано соборного мнения Церкви, так?  Я Вам овтечу, что оно не сформулировано и по многим другим вопросам, главным образом потому, что этот вопрос не является вероисповедным.  Если же не говорить о конкретике вопроса, а брать в общем, то не беретесь же Вы утверждать, что у Церкви нету мнения о том, как относиться к безобразиям, насилию, жестокости?  
 
 
>> В связи с Вашим последним ответом возникли еще вопросы:
 
>> 1) Что для Вас «Московский Патриархат»?
 
>
 
> А для Вас, простите что? Религиозная организация, наверное.
 
 
Начну опять с того же — это Вы сказали, а не я.  А для меня — Московский патриархат — это Поместная Русская православная церковь.  Возможно, Вы имели в виду Московскую патриархию — систему, учреждений, отделов, канцелярий и т.п., созданных для того, чтобы управлять этой поместной церковью.
 
 
>> 2) Считаете ли Вы Церковь политической партией (общественной организацией...)?
 
> Церковь — организация духовная.
 
 
Почему же она должна имет мнение по всем вопросам общественной жизни и, более того, почему она ставится на одну доску с политическими партиями, движениями, общественными организациями.  Ведь Церквовь — не от мира сего (см. ниже).
 
 
>> 3) Считаете ли Вы, что Патриарх (или иной епископ, священник,...) имеет возможность по своему собственному желанию выступить на центральном телевидении (радио,...)?
 
> Имеет право.
 
 
А почему же тогда отсутствие выступлений патриарха (священников,...) на телевидении вменяется им в вину?
 
 
>> 4) В чем конкретно правы коммунисты, язычники и прочие спасатели и «спасатели» русского народа?
 
> В том, когда они (коммунисты, язычники и прочие спасатели и «спасатели» русского народа) говорят правду.
 
 
В чем же эта правда состоит-то?  Вы сами себе противоречите.  Патриарх «имеет право», но если его на ТВ нету, то он — ...
 
 
> А теперь, Иван, у меня вопросы к Вам:
 
> 1) «Интернет» — не реальная жизнь. Здесь на вопросы можно не отвечать. Если человек Вам не отвечает, значит, что он либо не знает ответа, либо не желает отвечать или продолжать беседу.
 
 
Отвечу Вам так, Роман. Интернет, конечно, не реальная жизнь.  Отличается от жизни он в том числе и тем, что любой виртуальный персонаж может понаписать для всеобщего обозрения, не делая никаких особых усилий (крме нажатия на клавиши клавиатуры), все, что он захочет.  Но православный человек должен понимать, что, высказывая то или иное мнение, он этим самым может ввести в искушение сотни и тысячи неискушенных читателей.  А потому, если не знает чего-либо, то лучше ему воздержаться от того, чтобы свое мнение высказывать.
 
 
> 2) А что для Вас означает Церковь? Какая-нибудь РПЦЗ или «Свободная Церковь»? :) К какой православной церкви Вы относитесь?
 
 
Я отношусь к Русской православной Церкви московского патриархата.  Более того, если Вы обратили внимание на мой e-mail, я имею отношение к тому месту, где мы с Вами беседуем, конкретно, — поддерживаю в сети проект http://www.voskres.ru/pesni . Так что Вы в каком-то смысле и у меня в гостях.
 
 
Что касается первой части Вашего вопроса, то отвечу цитатой:
 
«Православная Христова Церковь есть тело Христово, духовный организм, у которого Глава — Христос. Она имеет единый дух, единую общую веру, единое и общее, соборное, кафолическое сознание, руководимое Духом Святым, но утверждающееся в своих суждениях на конкретных, определенных основаниях Священного Писания и Св. Апостольского Предания. Это кафолическое сознание всегда присуще Церкви, но более определенным образом оно выражено на вселенских соборах Церкви. От глубокой христианской древности созывались дважды в год поместные соборы отдельных православных церквей, согласно 37-му правилу св. Апостолов. Также многократно в истории Церкви бывали соборы епископов областные, более широкого объема, чем отдельных церквей, и, наконец, соборы епископов всей Православной Церкви, Востока и Запада. Таких соборов — Вселенских — Церковь признает семь...» (http://www.netda.ru/belka/text_mil/dogmaty_mnenia.html )
 
 
Еще цитата:  "у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия (iperaspistis tis thriskias) у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его" (Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам, 1848 г., http://www.voskres.ru/bogoslovie/poslanie.html )
 
 
> 3) Что Вы сами-то думаете об армии?
 
 
А вот здесь я Вашими же словами отвечу: «"Интернет» — не реальная жизнь. Здесь на вопросы можно не отвечать. Если человек Вам не отвечает, значит, что он либо не знает ответа, либо не желает отвечать или продолжать беседу."