От Роман Ищущий
К К.Коват  
Дата 24.02.2002 22:14:31
Рубрики Прочее;

Re (3): Дело не в стиле "фэнтэзи".  Дело действительно в другом..

>    Я надеюсь, меня правильно поняли — я не против книжек хочу пробороться, и для меня даже второстепенно, православная ли эта литература (добру учатся и на народных, неправославных сказках). Но я разделяю опасения начавшего эту тему А.Андреева — о тех кто использует эти книги как отправной материал. Я не верю в самоорганизацию любителей — гораздо более зажигательные идеи не выживали самостоятельно. И у меня много настораживающих деталей.
 
>    Crossader'у отвечать не хочу. Он из тех, кого я просил не мешать. Мне важно сосредоточиться, собрать материал, тщательно отделить естественное от искусственного, «уход» от «увода». Ярлыки сам не люблю, но насторожиться имею право.
 
 
Уважаемый г-н Коват, Ваш ответ существенно проясняет ситуацию. У Вас, что называется — на руках, конкретный случай, в котором задействованы совершенно конкретные (для Вас, разумеется, поскольку именно Вы их знаете) люди. У Вас есть основания подозревать, что кто-то использует произведения Толкина и мифологию, которая сложилась вокруг них и его, для того, чтобы манипулировать сознанием близких Вам людей. В принципе, это случай вполне возможный. «Lord of the Ring», я думаю, столь же пригоден для этих целей, сколь для них оказался гож исторический роман, который, по некоторым свидетельствам, лег в основу «The Book of Mormon». Многие секты, как древние, так и современные, использует в качестве фундамента для своих спекуляций Евангелия. Текст текстом, интерпретация — интерпретацией.
 
Коль скоро «уход» Вы исключаете и ставите вопрос об «уводе», то тем самым в проблеме возникает новая составляющая — личность того или тех, кто «уводит». Кроме того, встает вопрос о целях «увода» и том, в какой среде он проводится — ведь в группировку, о которой Вы говорите, вхожи, надо полагать, дети не только Ваших знакомых. Не зная всех этих обстоятельств (если они в самом деле имеют место), нельзя ничего ни решить, ни посоветовать.
 
Кстати, насчет родителей-педагогов. Мое последующее замечание — частное и основано исключительно на моем собственном опыте. В школе, где я учился, дети двух самых любимых нами педагогов были форменными раздолбаями. И среди врачей я часто встречал случаи, когда, при болезни близких, они избегали лечить их сами и обращались за помощью к коллегам.
 
Если Вы правы в своих подозрениях и речь идет действительно о каком-то подобии секты, то, для оценки, могут быть использованы критерии, обычно применяемые в сектоведении. Основные из них — отгороженность от внешнего мира и враждебность к нему; полная закрытость для «профанов»; непререкаемость авторитета  руководителя и его свобода от предписаний, обязательных для рядовых членов; жесткая внутренняя иерархия. К этому часто добавляются обряды инициации, связанные с тем или иным видом сурового испытания — выдержка к боли, нечувствительность к страданиям; ритуалы, направленные на возбуждение повышенных эмоций; принудительный прозелитизм — новичок должен не только принадлежать к секте, но и активно вовлекать в нее других.
 
 
Надеюсь, впрочем, что Вы заблуждаетесь — в сектантскую группировку проще войти, чем из нее выйти. И нельзя выйти безболезненно.  В любом случае — желаю Вам успеха.