От полковник Рюмин
К All
Дата 24.02.2002 23:36:00
Рубрики Прочее;

Милостию Божией, мы снова в преддверии Великого поста

Сегодня дорога наша  повернула прямо к Великому посту.
 
 
Еще задолго, исподволь и заблаговременно начинает Св. Церковь подготовлять нас к подвигу Великого Поста, дабы мы вступили в него с полным coзнанием того, что oт нас требуется, и тем благотворнее проводили его.
 
 
Великий Пост имеет как бы свое преддверие, состоящее из четырех предшествующих ему воскресных дней, каждый с своим глубоко назидательным содержанием.
 
 
Милостью Божиею и в этом году мы вновь поставлены в преддверии Великого Поста. Какая глубокая премудрость сокрыта в этом «преддверии», в этих так называемых «приготовительных неделях» к Великому Посту!
 
 
Вот первая из них — Неделя Мытаря и Фарисея. До самых глубин пронизывает грешную душу умилительный призыв к покаянию в столь трогательном песнопении: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...», которое повторяется затем на всех воскресных утренях в течение всего Великого Поста. Церковь зовет нас к покаянию и при этом в образной притче о мытаре и фарисее живо напоминает, что истинному покаянию более всего препятствует «фарисеево высокоглаголание» — гордость и превозношеше, самодовольство и самолюбование, самохвальство и самоублажение, невидение, незамечание своих грехов и легкое нахождение их у других людей, с безжалостным осуждением и уничижением их.
 
 
К сожалению, современное ходячее понятие о «фарисействе» слишком сужено и упрощено, почему многие современные христиане далеки от мысли признать себя «фарисеями». Принято считать, что «фарисей» это тот, кто любит молиться на показ и притворяется перед людьми благочестивым, не будучи таковым на самом деле. Но, в действительности, понятие «фарисейства» гораздо шире: «фарисей» это тот, кто уверен в своей добродетели, кто высоко ценит свои труды и заслуги, кто не находит нужным каяться и исправлять свою жизнь, кто охотно судит и уничижает других, считая себя выше и лучше их. «Фарисейство», по учению Св. Отцев, — самый тонкий и опасный недуг, которым, в большей или меньшей степени, заражены все люди, поскольку они грешат, а каяться не хотят, и даже не видят своих грехов, не сознавая для себя нужды в покаянии.
 
 
В своем Богослужении на неделю Мытаря и Фарисея св. Церковь убеждает нас «отринуть высокохвальную гордыню, лютое возношение и мерзкое надмение фарисея» и «поревновать мытареву смирению», «смирить себя воздыханиями», «Богу беседующе теплыми слезами», «дух сокрушенный Богу приносяще» и, вопия в сердечном сокрушении о своих грехах, подобно мытарю:
 
«Боже, милостив буди мне грешному!»
 
 
Как же далек современный человек, воспитанный в духе идей «гуманизма» от «мытарева смирения»! как трудно ему, упоенному гордыней, сознать себя грешником, нуждающимся в помиловании!
 
 
Ведь вся современная «культура» заквашена на гордыне, и ей чуждо даже самое понятие греха. Не потому ли основой человеческой жизни стало «самолюбие». Евангелие Христово учит иначе: «всяк возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется» (Лук. 18, 14). И как часто видим мы исполнение этих слов уже в этой земной жизни.
 
 
____________________________________________________
 
В индивидуальном плане претензия на собственную праведность – источник всех возможных искажений, в плане общественном она с неизбежностью приводит к самым чудовищным последствиям, к оправданию худших преступлений истории. И, вне сомнения, к событиям, которые мы переживаем сегодня, мы подведены фарисейской моралью.
 
 
Разве не поняли мы до сих пор, как открылась бездна, на краю которой находится человечество? Страшно его состояние особенно в нашей бедной России, однако оно отвергает возможность суда Божия над собою и утверждается в своей самодостаточности. Чем был недавно в наших глазах «коммунизм» как не безрелигиозным фарисейством, которое никогда не было ни в чем виновато! Эта ложь сменилась самоценом так называемых «общечеловеческих ценностей» только для того, чтобы обеспечить быстрый переход к фарисейству совершенно нового типа — оправданию открытого беззакония: чего раньше стыдились, тем теперь похваляются, и не только перед людьми — перед Богом. Скоро мы услышим такую молитву: «Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие человеки, которые мучаются еще какой-то совестью — я убийца, вор, блудник, обидчик, и, конечно, я не таков, как этот мытарь — горестно биющий себя в грудь, вечно витающий в облаках христианин». И этот новый фарисей еще и в храм не побоится прийти и, горделиво оглядывая всех, будет со свечкой посреди храма стоять, ничуть не хуже ветхозаветного фарисея, о котором сегодня рассказывается в Евангелии. Откуда взяться иному в мире, если в самой Церкви Христовой, подобно тому, как это было в Церкви ветхозаветной, столь неистребимо никакими горькими вразумлениями фарисейство!
 
 
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ШАРГУНОВ