От Трудник
К All  
Дата 03.08.2002 19:21:53
Рубрики Прочее;

Уставные всенощные.Такова cовременная ситуация.

 
Протоиерей Константин Гипп, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Жиздры, рассказывает:
 
«Всенощную служили по уставу»
 
 
Идея появилась давно. Еще когда я служил в одном из московских храмов алтарником. Тогда я прочитал книгу “Толковый типикон” Скабаллановича. Это был известный профессор Киевской Духовной Академии, который в начале века попробовал отслужить там всенощное бдение по уставу. Сама заметка, которая содержалась в книге “Толковый типикон”, была довольно двусмысленной. Скабаллановича многие потом упрекали: “Не понятно, чем вызвано Ваше воодушевление. То ли действительно духовными переживаниями, то ли сознанием того, что Вы делаете небывалое за триста лет дело.”
 
Тем не менее идея такая запала мне в душу. Естественно, в то время, когда я был чтецом, об ее осуществлении и речи не могло идти. Это было советское время, тем более я не обладал никакими правами и возможностями. Потом я попал на приход в Жиздру и начал служить в храме. Но первые годы об этом тоже не было речи. Только к 1998 году, когда достаточно окреп хор, удалось этой идеей воодушевить регента и прихожан. Мы попытались осуществить Всенощную по максимально возможным требованиям типикона.
 
Современное богослужение достаточно далеко ушло от требований типикона. Скажем, к примеру, каждение в начале Всенощной должно совершаться в полном молчании до начала службы. Только после каждения священник произносит первый возглас: “Слава святей...”.
 
И вот в 98-м году на Покров, наш престольный праздник, мы впервые отслужили уставную всенощную.
 
Яркое отличие, которое прежде всего бросается в глаза — это то, что практически все поется. Поется весь 103 псалом с припевами после каждого стиха. Одно пение этого псалма занимает 30-35 минут. Поется полностью канон, как на Пасху, причем с библейскими песнями.
 
Еще одна характерная особенность — это чтение поучений. Но с поучениями мы не могли выдержать устав, а потом уже и сознательно стали от него отступать, потому что предлагаемые типиконом поучения во многом для современных прихожан сложны. Поэтому что-то мы брали по уставу, что-то — свое.
 
Духовная сторона таких всенощных тоже очень интересна. Когда стихи псалмов или тропари канонов поются и повторяются, то начинает открываться очень глубокий смысл, который в них заложен. Кажется, бесконечное пение 103 псалма открывает глубину того, как был прекрасен мир, сотворенный Богом для человека; то есть новизна творения, не испорченного грехом, через торжественное, радостное пение этого псалма постоянно открывается.
 
Тропари канона, когда читаются, звучат очень короткое время. Не успеваешь ни подумать, ни осознать. Практически, когда канон читается, осознать и пережить его может только тот, кто сам читает, да и то, наверное, не полностью. А когда поется, то смысл очень углубляется и открывается для ума и для сердца.
 
Для уставной всенощной необходимы два равноценных хора. А самое главное, чтобы было желание у всех осуществлять такое богослужение.
 
Интересно, что на такие всенощные, а мы их стали проводить 2-3 раза в год, прихожан приходит больше, чем на рядовые. То есть, люди интересуются. Когда им заранее начинаешь рассказывать, что такая всенощная — дело на сегодняшный день небывалое, даже не известно, есть ли во всей Церкви подобное служение, люди собираются. Может быть, даже и меньше устают, потому что на поучениях, к примеру, положено сидеть, после окончания вечерни перед Шестопсалмием обходят всех прихожан, дают им хлеб и по чаше вина с теплотой...
 
Первый раз мы служили, как и положено, при свечах. Выдерживали все уставные указания относительно зажигания и гашения свечей. Но потом отказались от этого, потому что нужно еще несколько человек, которые бы знали, когда надо все это делать.
 
Когда мы строили храм, светильники изготовляли сами. И изначально задумали и это: их сделали комбинированными. Можно использовать лампочки, а можно свечи ставить. Надеюсь, что когда-то у нас получится все-таки служить со свечами. Естественное, живое освещение создает, конечно, непередаваемую молитвенную атмосферу, в отличие от мертвого электрического света.
 
Конечно, как положено по уставу, еженедельно служить такую всенощную никто не способен сейчас, но на престольный праздник, раз в год, вполне реально.
 
Общая продолжительность такой всенощной составляет около шести часов. То есть нельзя сказать. что мы совершали что-то невозможное.
 
По сравнению с предреволюционными временами, мы все сейчас — великие молитвенники. Всенощная тогда могла занимать час двадцать всего.