От полковник Рюмин
К Алексей Коробейников
Дата 29.08.2002 23:24:52
Рубрики Прочее;

Re: личная честь

> Уважаемые посетители форума. У меня к вам есть небольшое дело. Хотелось бы обсудить следующий вопрос. Находит ли в опыте православной жизни такое «средневековое» понятие как честь, личная честь. Не секрет, что во время оно, люди защищая (как им казалось)свою честь, доброе имя (боязнь человеческого суда?), вызывали друг друга на дуэль. Убийство на дуэли ,конечно же, в любом случае убийство, но честь спасена. Т.е. вместо того, чтобы подставлять левую щеку, дырявят обидчика. В таком контексте понятие «честь», «достоинство» вроде как выглядит в негативном свете.
 
 
Гибель на дуэли приравнивалась Православной Церковью к самоубийству, так, священник Спасского собора в Пятигорске отец Василий Эрастов не решился предать тело Лермонтова земле по христианскому обряду. Гроб с его прахом не был допущен в церковь, и отпевания не было (несмотря на постановление специальной Следственной комиссии о том, что Лермонтов может быть отпет «так точно, как в подобном случае камер-юнкер Александр Сергеев Пушкин отпет был в церкви конюшень Императорского двора»).
 
 
Тогда очень большую роль сыграл Государь. Письмо Царя, которое принес умиравшему Александру Сергеевичу Пушкину врач Арендт, содержало чрезвычайно важные слова: «Если Бог не велит нам более увидеться, прими мое прощение, а с ним и мой совет: кончить жизнь по-христиански». Это и совет, и разрешение. И Пушкина отпели в Конюшенной церкви, хотя вообще дуэлянтов не отпевали и не хоронили по-христиански, на обычном кладбище. Могила одного — наверное, самого известного — из убитых дуэлянтов описана у самого Пушкина — это могила Ленского.
 
 
Через 40 лет после гибели Лермонтова, в ее годовщину, в Пятигорске устроили  чествование поэта, открыв ему памятник в центре города. Первым пунктом всех торжеств была намечена панихида в Спасском соборе. И снова, так же, как и сорок лет назад, тот же священник отец Василий Эрастов, теперь уже настоятель Спасского Собора, отказался служить панихиду, причислив Лермонтова к самоубийцам. Пришлось комитету обращаться за разрешением в Святейший Синод.
 
 
Под честью иногда понимают чувство собственного достоинства, и в таком смысле честь носит явно отрицательный характер. Плохо, когда за оскорбление такой чести, то есть личного достоинства, человеческая гордыня требует порой недопустимых возмещений.
 
 
Честь в таком «дуэльном» понимании нельзя признать добродетелью. Но есть у этого понятия и иной смысл, вполне положительный.
 
 
Честь — это чувство ответственности за некий идеал, не имеющий материального выражения. Честь — это сознание принадлежности к некоему обществу людей, особо объединенных светлой идеей и возвышенным служением. И это чувство чести, чувство такой ответственности, не позволяет человеку совершать целый ряд поступков, могущих привести к обмену отстаиваемого идеала на какие-либо материальные ценности.
 
 
 
> С другой стороны. Если вам предложат перед дулом автомата поцеловать грязный чеченский сапог, то единственное, что может помешать вам это сделать — это та самая честь или достоинство, как хотите. Может быть не совсем корректный пример, но надеюсь суть предмета вы улавливаете. Так, что же такое честь и наше ли это понятие? Прошу мне помочь разобраться.
 
 
Честные и благородные поступки служат началом, сдерживающим греховность у людей малорелигиозных и в делах, не имеющих прямого отношения к религии. Понятие «честь» всегда противопоставляется в сознании подлости, трусости, лжи и корысти. По сути дела, это спор идеального начала с материальным — это прекрасно отражено в лучших произведениях мировой литературы. Честь руководствуется идеализмом, а для бытового материалиста цель оправдывает средства.
 
 
Скажем, человек чести всегда выполняет данное им честное слово, оно не может быть нарушено ни при каких условиях. Человек чести никогда не бросает своих товарищей в трудных обстоятельствах, никогда не пытается спасти свою жизнь ценой чужих страданий. И так далее. Понятие «честь» приобретает тут уже религиозный характер.
 
 
С Праздником!
 
А.Рюмин