От полковник Рюмин
К полковник Рюмин
Дата 06.09.2002 01:13:05
Рубрики Прочее;

Re (2): Про титул Константинопольского Патриарха

>    Конечно же,  действия Константинополя в отношении православных приходов в  Эстонии  - это грубое нарушение церковных канонов, они толкнули часть православных в Эстонии в беззаконие раскола.«Высочайшее Деяние», учиненное «Его Божественным Всесвятейшеством» Вселенским Патриархом Варфоломеем, выразившееся в «восстановлении» т.н. «Эстонской Апостольской Автономной Церкви под окормлением Вселенского Престола» — надругательство над Свв. Канонами Церкви.   Но давайте разберемся с этими цветистыми греческими славословиями, которые ныне используют для оправдания притязаний Константинопольской патриархии на особую, главенствующую роль во Вселенской Церкви. Причем эти претензии получили развитие сравнительно недавно, в условиях глобальных политических потрясений ХХ века.
 
 
Если начать издалека, то хотелось бы напомнить, что за более чем тысячелетнюю историю взаимоотношений между  Константинопольским  Патриархатом  и Русской Православной Церковью, к сожалению, далеко не всегда действия Константинопольского Патриархата по отношению к Русской Православной Церкви были дружественными.  Наиболее болезненно это проявилось в связи с мировой смутой в начале XX века.  В 20-е годы,  когда Русская Церковь находилась  в  условиях  жесточайшего гонения со стороны атеистической государственной власти, Патриарх Константинопольский Мелетий IV, в отличие от большинства церковных лидеров мира, не поддержал находившегося в заточении Святейшего Патриарха Тихона и встал на сторону инспирированного большевиками обновленческого раскола.  Его преемник Патриарх Григорий VII через своего представителя в Москве архимандрита  Василия (Димопуло) выразил пожелание о том, чтобы Патриарх Тихон сложил с себя управление Церковью и чтобы патриаршество в Русской  Церкви  было  упразднено. В ответном Послании от июля 1924 года Святейший Патриарх Тихон писал Константинопольскому Патриарху Григорию:  «Мы немало  смутились и удивились, что... глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви,  вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви.  Священные Соборы (см.  2-е и 3-е Правила  II Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда только первенство чести, но не признавали и не признают за ним первенство власти».
 
  
 
Эти слова  прославленного  ныне  во святых Святителя и Исповедника Русской Церкви о православной традиции,  определяющей различие между преимуществом чести и преимуществом  власти,  в  связи с вопросом о первенствующем положении Константинопольского Патриарха среди Предстоятелей  Поместных  Православных Церквей, следует вспомнить в связи с вторжением Константинопольского Патриархата  на  исконную каноническую территорию Московского Патриархата.
 
 
Каждая Поместная Православная Церковь является самоуправляемой и не зависит от Константинопольского Патриархата в  юрисдикционном  отношении.  Титул  "Вселенский",  которым пользуется Патриарх Константинополя, является историческим наследием Византийской империи, границы  которой  отождествлялись с границами «вселенной»:  этот титул был усвоен Патриарху Константинопольскому в связи с его особыми  функциями в столице империи (точно так же,  как главному наставнику патриаршей школы в Константинополе был усвоен титул «вселенский  учитель»,). Вообще, греки склонны к пышности. Древний титул Патриарха Александрийского — «Судия Вселенной». Титул же «Вселенский» никоим образом не означает — и никогда не означал — того, чтобы Константинопольский Патриарх обладал властью над другими Поместными Церквами.  Поэтому когда нынешнего Патриарха Константинопольского представляют в качестве «лидера З00-миллионного  Восточного  Православия»,  это не соответствует действительности: он является главой одной из Поместных Православных  Церквей,  наряду  с  Предстоятелями  других Церквей, обладающими равными с ним правами.
 
  
 
Преимущество чести, которым пользуется Константинопольский Патриарх среди  других  Предстоятелей Поместных Церквей,  основано на традиции, восходящей ко временам существования  Восточно-Римской  (Византийской) империи  и  закрепленной  Правилом 3-м II Вселенского Собора,  которое гласит: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после Римского епископа,  потому что град оный есть новый Рим». Правило было сформулировано в связи с переносом в 330 году императором Константином Великим столицы империи из Рима в Византий, переименованный в Константинополь.  Епископ города Византия,  прежде подчинявшийся  митрополиту Ираклийскому,  был таким образом уравнен в правах с Патриархами, занимавшими древние Апостольские Престолы — Римский,  Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский.
 
 
А сейчас все громче раздаются голоса о «вселенском» значении Константинопольского Патриархата, о его «праве» «учреждать свою юрисдикцию», где только пожелает.
 
 
   «Это обычное дело — менять границы Церкви,  когда меняются  политические образования и правительства». С этих слов святителя Фотия Константинопольского начинался текст «Деяния» Константинопольского Патриарха  о взятии в свое окормление православных в Эстонии.  Если бы подписавшиеся под этой декларацией  следовали  сформулированному  ими  принципу,  то Константинопольского  Патриархата  бы  уже не существовало,  так как в 1453г.,  в результате падения  Константинополя,  Византийская  империя прекратила  свое  существование  и на месте «города царя и синклита» — «Константинополя — Нового Рима» — возник мусульманский Стамбул. Однако этого,  к счастью, не случилось, и Константинопольский Патриархат продолжает свое историческое существование, хоть Патриарх и не имеет практически паствы на своей земле, в «Стамбульской епархии».