От Александр Килим
К All  
Дата 13.09.2002 15:39:09
Рубрики Прочее;

Тарас Шеченко и Православие

Честные отцы, благословите!
 
Дорогие братья и сестры!
 
 
Тут недавно во время разговора с Всеволодом был упомянут поэт, художник, литератор XIX века, кумир националистов и русоненавистников (их знамя и даже проскальзывает по-моему слово «пророк») Тарас Григорьевич Шевченко. Мой собеседник, признав ненависть «Кобзаря» к «москалям», подчеркивал «православность» Т.Шевченко. Я вынужден был согласиться с Всеволодом относительно религиозных взглядов р.Б. Тарасия.
 
 
В действительности ничего просто так не происходит. Буквально вчера, зайдя в одну из православных книжных лавок, я как бы «случайно» увидел небольшую и незаметную стоящую в неприметном месте брошюрку: «Протоиерей Иоанн Чернавин. Тарас Шевченко и его религиозно-политические идеалы. Издательство Крутицкого Подворья, М.2002» (намеренно даю полные выходные данные книги). Это перепечатка сочинения, изданного в 1941 году в Нью-Йорке. Не знаю, есть ли этот материал в интернете.
 
 
Автор показывает эволюцию религиозного настроения поэта от религиозности — к безбожию, делается заключение, что Шевченко был как врагом Православной Церкви, так и противником славянского единства.
 
 
Действительно, многие писатели и поэты (Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь) прошли путь превращения «Савла в Павла», во второй, главный период жизни, обнаруживалась лучшая, возвышеннейшая часть их души. У Шевченко, к сожалению, все произошло наоборот.
 
 
Такие примеры тоже есть, к сожалению. Я читал прекрасное христианское сочинение юного К.Маркса. Дома есть у меня описание М.Горьким исцеления одной разбитой параличом девушки во время Крестного хода с чудотворной Курской-Коренной Иконой Божией, свидетелем которого он  был лично (написано талантливо и ярко). Пути как Иуды Искариота, так и благочестивого разбойника встречаются в жизни и не так редко…
 
 
Меня действительно давно (пожалуй, с юношеского возраста) смущало то, что в его знаменитом «Завещании» ("Заповiт") ни слова не говорится о чаянии Вечного Спасения, о раскаянии в грехах в конце жизненного пути. Наоборот, в финале звучит достатоно отчетливо призыв к некоему сатанинско-языческому ритуалу:
 
 
"Поховайтэ (похороните — А.К) та вставайтэ,
 
Кайданы (кандалы — А.К.) порвитэ.
 
И вражою злою кров'ю
 
Волю окропитэ".
 
 
Зачем кропить вражьей кровью свободу?
 
 
Учитывая, что я не располагаю оригиналами произведений Т.Шевченко, цитирую исключительно по вышеупомянутой брошюре.
 
 
Хочу сказать, что не восхищаю себе право судить давно почившего человека. Но, поскольку его имя постоянно используется в русофобской пропаганде, считаю целесообразным дать цитаты из произведений поэта и комментарии православного священника, чтобы, как говорится, расставить точки над «i».
 
 
Заранее прошу прощения, если кого смутил своим сообщением или обидел.
 
 
Во Христе Иисусе,
 
р.Б. Александр Васильевич Килим
 
 
В связи с невозможностью по техническим причинам дать статью полностью, ограничусь выборочным цитированием:
 
 
 
———————————————————-
 
 
(В начале творческого пути – А.К.)...Тарас Григорьевич поражает всех своим глубоким христианским чувством. Это настроение запечатлено во многих его стихотворениях, в его «Кобзаре» очень часто можно встретить религиозные размышления, развитие некоторых  библейских мотивов и даже молитвенные воззвания к Богу и Его Святым. Так, в «Неофитах» читаем:
 
 
«Единая от века,
 
Благословенная в женах,
 
Мать Сына Богочеловека!
 
Не дай, не дай в глухих стенах
 
Тюрьмы влачить мне дни и лета!
 
В неволе сгибнуть мне не дай,
 
Скорбящих радость! Осияй
 
Лучом Божественного Света
 
Мой мрак бессветный! Воззови
 
Великой правды словом новым
 
И разум скорбный мой тем словом
 
Прощенья, мира и любви
 
И просвети, и оживи!…»
 
 
Само поэтическое творчество для него есть уже служение Богу, священнодействие: «То – Божие Слово, — говорит Шевченко, — то сердце по воли з Богом ромовля, то сердце щебече Господнюю Славу»…
 
 
…«Единственная отрада моя в настоящее время, — говорит он в одном из писем, — это Евангелие, Я читаю его без изучения, ежедневно». В другом письме он также пишет: «Новый Завет я читаю с благоговением и трепетом».
 
 
Под влиянием чтения Фомы Кемпийского «Подражание Христу» он лелеял в своем сердце изобразить картину Распятия… и в 1850 году отнес ее в католическую церковь…
 
 
…Будучи такого религиозного настроения в первый период своей жизни, Шевченко был и жизнерадостен тогда, что он и выражает в своих «Гайдамаках»:
 
 
«Жить тяжело на свете, а хочется жить!
 
Хочется видеть как солнце сияет,
 
Хочется слышать, как море играет,
 
Как пташка щебечет, как чаща гудет,
 
И как чернобровая в чаще поет…
 
О, Боже мой милый, как весело жить!»
 
 
Так хорошо начал Тарас свою жизнь, но увы! – не так ее кончил. Несмотря на религиозное семейное воспитание и крепкую привязанность к Православию в зрелом возрасте, Шевченко не устоял в нем и при «преполовении дней своих» начал «крутой поворот всем корпусом», но не в сторону веры и церкви, а от них… Вскоре он заражается скептицизмом в вопросах веры, становится под влиянием Штрауса рационалистом, и,…наконец, доходит до полнейшего атеизма, разрушая основания нашей веры в Бога и подкапывая вековые устои нравственного порядка».
 
 
«А кров, та слезы, та хула –
 
Хула всему! Ни, ни!
 
Ничого нема святого на земли!»
 
 
С безцеремонностью рационалиста Шевченко… посылает укоры и упреки даже самому Миродержцу:
 
 
«А Ты, Всевидящее Око,
 
Узрело ли с небес высоких
 
Как сотнями в оковах гнали
 
В Сибирь невольников Святых?
 
Как их терзали, распинали
 
И вешали? Иль ты не знало?
 
И не ослепло? Око, око!
 
Ты видишь, знать, не столь глубоко!
 
Ты спишь в киоте…».
 
 
Не придает теперь Шевченко никакого значения и молитве:
 
 
«Бога просишь – так молитвы
 
Даром пропадают…».
 
 
Сомневается Тарас и в загробной жизни:
 
 
«Будяки, та крапива, а бильше ничого
 
Не виросте над вашим трупом.
 
И стане купою на купи
 
Смердячий гний – и все те, все
 
Потроху витер рознесе…».
 
 
В стихотворении же «Не завидуй богатому» сказано:
 
 
«Не завидуй никому ты!
 
Видишь землю эту:
 
Рая нет на ней и счастья.
 
И на небе нету…»
 
 
И, наконец, выпаливает: «А пока что, я не знаю Бога» («Завещание»).
 
 
«Я проклинаю Святого Бога» («Сон»).
 
 
«Немае Господа на неби» («Сон»)
 
 
То же самое говорит Шевченко и в своих «Думках»: «Люди, заплющивши очи лезут выпрашивать рай? У кого они выпрашивают? Есть ли Бог? Нет Бога. Какой же он всемогущий Бог, если не видит людских слез?»
 
 
Полны богохульства такие его произведения как «Мария», «Кавказ», «Цари»,  «Гимн черничий»,  «Свите ясный» и др.
 
 
В «Свите ясный» встречаются такие выражения: «Будем, брат, багряницы рвать на тряпки, из кадил закурим трубки, «явленными» печь истопим, кропилами будем, брат, новую избу выметать…».
 
 
———————————————-
 
 
Увы...