От Николай п.
К All  
Дата 03.10.2002 19:33:29
Рубрики Прочее;

Определение смирения из определения гордости св. Тихона Задонского

Смирение противоположно гордости, а значит, возможно ли его определение путем логического отрицания признаков гордости, приведенных  святителем Тихоном Задонским?
 
 
«Знаки» смирения сии суть: 1) высшим покаряется; 2) равным и нижним уступает; 3) смирение просторечиво, низкоречиво и малоречиво; 4) славы, чести и похвалы никоим образом не ищет; 5) низко себе и дела свои ставит; 6) других любит и возвышает; 7) скрывает себя и свои дела; 8) стыдится себя выставлять; 9) какое добро имеет, приписует Богу, а не себе; 10) страдает о зле, которого почти не имеет; 11) недостатки и пороки свои весьма тщится искать; открывать (старцу); 12) в презрении и уничтожении быть желает; 13) увещания, обличения, совета жаждет; 14) в дела чужия самовольно не вмешывается; 15) сана или чести лишившись, и в прочем несчастии радуется и благодарит Бога; 16) следовательно, смирение безгневно; 17) смирение независтно, хощет, чтобы все выше его были, меньшую честь иметь, чтобы во всем было хуже, чем у других;18) смирение любит.
 
 
———————————————
 
 
 
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского». М. 1996. с.220-221
 
 
Признаки гордости
 
 
«Знаки» гордости сии суть: 1) высшим не покаряется; 2) равным и нижним не уступает; 3) гордость велеречива, высокоречива и многоречива; 4) славы, чести и похвалы всяким образом ищет; 5) высоко себе и дела свои превозносит; 6) других презирает и уничижает; 7) ищет себя показать; 8) бесстыдно себе хвалит; 9) какое добро имеет, себе приписует, а не Богу; 10) хвалится и тем добром, котораго не имеет; 11) недостатки и пороки свои весьма тщится сокрывать; 12) в презрении и уничтожении быть не терпит; 13) увещания, обличения, совета не приемлет; 14) в дела чужия самовольно мешается; 15) сана или чести лишившись, и в прочем несчастии ропщет, негодует, а часто и хулит; 16) следовательно, гордость гневлива; 17) гордость завистлива, не хощет бо, чтобы кто равен ей и выше ея был, равную или большую честь имел, но чтобы она всех во всем превышала; 18) гордость нелюбительна, ненавистлива. — Самолюбие же корень всех зол. — И так ГОРДОСТЬ есть начало и
 
корень всякаго греха (2:172)