От Доктор Ярослав
К All  
Дата 26.10.2002 00:58:53
Рубрики Прочее;

Еще кое что к вопросу о милостыни

Некоторое время назад я размещал на форуме вопрос о целесообразности, вернее оправданности милостыни всем просящим, после которого было высказано ряд мнений. По этой теме я получил от от одного очень близкого мне по духу человека (я с ним состою в переписке)еще один ответ, которым я счел необходимым поделиться на форуме с согласия автора, но без оглашения его имени. Текст привожу дословно, за исключением мест личных и к смыслу вопроса не относящихся.
 
 
 
"Вот решил выразить свое скромное мнение по вопросу... Имею в виду вопрос о подаянии милостыни различным убогим и нищим, которых сейчас столь много развелось, а также и цыганам, которых, кажется, и того больше.
 
Итак, Божиего благословения испросивши, начну.
 
Ты спрашиваешь, правильно ли давать милостыню всем. Разрешая для себя этот вопрос, необходимо как основную точку опоры использовать, как мне кажется, то соображение, что все мы люди, и все мы равны пред Господом по самой нашей сути вообще. Это, казалось бы, весьма общеизвестное и, с позволения сказать, даже банальное утверждение открывает перед нами путь к весьма широким размышлениям и многочисленным выводам – столь глубоким, что, пожалуй, вышеупомянутое утверждение не покажется нам таким уж банальным. Никто из истинно православных христиан не дерзнет когда-либо утверждать с уверенностью, что вот – его вера гарантирует, что то или иное прегрешение не будет им совершено. Ибо вера наша, как бы велика ни была, не сама по себе действует, но благодать Божия чрез веру нашу воплощается и реализуется в тех или иных благодеяниях наших именно в соответствии с верой каждого из нас. Иными словами, не мы творим нечто доброе по вере нашей, но Бог, видя веру нашу, дает нам силы на доброе делание и предупреждает нас от греха. Слова Спасителя нашего Иисуса Христа – “без Меня не можете творити ничесоже” – тому подтверждение. Таким образом, кто же скажет: “Вот, вера моя столь велика, что я не сотворю того или иного грехопадения”? Никто, из истинно верующих христиан. Смею даже утверждать, что коль скоро кто такое дерзнет утверждать, то соответствующее грехопадение не замедлит его постичь в скором времени. Какой же вывод можем из этого сделать? Прежде всего, тот, что не смеем, видя некоего недостойного пьяницу и тунеядца, сказать про себя: “Не подам ему, ибо он грешен тунеядством (или чем иным)”. Как можем такое сказать, если не уверены, что завтра сами не впадем в еще горшее грехопадение?! А коль скоро мы допускаем, что произволением Божиим или просто по немощи нашей можем оказаться на месте того самого тунеядца, то тут надобно нам немедленно вспомнить еще одну заповедь – “как хотите, чтоб с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”. Хотим ли, чтобы нас презрели и наказали неподаянием милостыни по причине нашего греха? Очевидно, нет.
 
Далее. Рассматривая вопрос нашего взаимоотношения с некими нищими или попрошайками (в том числе и цыганами) не можем не заметить определенного сходства с нашими личными отношениями с Богом. Так, и тут, и там есть некто просящий и некто, рассматривающий прошение. Снова должны мы вспомнить, чем мы живем? Живем мы единственно милостию Божией к нам, грешным. И милость сия никогда не бывает оправдана или заслужена нами, ибо никакое наше благодеяние не сравнится с милосердием Божиим, равно как никакое наше благодеяние не может затмить греховной нашей сущности, от рождения нам сообщающейся единственно по причине человеческой нашей природы. Из этого следует, что Бог дает нам всякое благо, хотя мы совсем не заслуживаем его. Вот тут и обязаны мы снова спросить себя: “А выгляжу ли я пред Богом лучше, чем этот попрошайка предо мной?”. Едва ли ответ наш будет утвердительным. Бог дает нам, когда просим мы у Него, хотя мы мерзки и нечестивы пред Ним. Так почему же мы должны отказывать тем нищим (пусть они даже сто раз мошенники), которые кажутся нам такими мерзкими и нечестными тунеядцами?! Мы такие же мошенники (да куда большие!) пред Богом нашим, когда получаем от Него благо, а в ответ творим неправду и всякое зло. Даже когда творим благое, то не можем покрыть им благодаяния Божия. Но Бог все равно дает нам по молитвам нашим, еще и еще раз прощая нам наши долги пред Ним. Разумно было бы и нам также поступать с людьми, давая просящим, не взирая на то, истинны ли их нужды или ложны.
 
И наконец. Если кто просит у нас не по нужде, а только по лукавому умыслу и от нежелания работать, да еще приговаривает при этом “Христа ради”, — то его грех. А наш грех будет не подать ему, ибо спросится с нас, кто дал нам право судить, заслужил ли просящий милости или нет.
 
Таким образом, Ярослав, что говорю жене своей и прочим людям, когда случается, то же скажу и тебе: давай, когда кто-то просит у тебя, давай всем без разбора и гони от себя мысли о том, кому даешь. Потому как написано: “Всякому просящему у тебя давай и у взявшего твое не требуй назад…”. В самом деле, если Спаситель заповедал нам даже рубашку отдать разбойнику (заслуживает ли разбойник этого?), то тем более нужно и цыганам, и всяким другим давать подаяние, коль скоро они просят его. А заслуживают они того или нет – то Бог рассудит. Пред Ним же и ответ нам всем держать."
 
 
 
Кое что в дополнение от себя.
 
Есть 2 вида милостыни:
 
-запланированное значительное благодеяние, столь же ощутимое как для получателя, так и для дающего
 
-"копеечка из кармана", никогда не обременяющая дающего
 
Полагаю, что приведенная мною чужая мысль прекрасно подходит ко второму типу. Первый тип , понятно, требует очень взвешенного выборочного подхода.
 
 
Мир всем и Богу слава. Аминь.