От Иоанн
К All  
Дата 26.11.2002 15:08:07
Рубрики Прочее;

К статье,  критически рассматривающей творчество  проф.А.И.Осипова.

К статье,  критически рассматривающей творчество  проф.А.И.Осипова.
 
 
Прошу прощения за неответы на статьи оппонентов и неопонентов, так как имею редкую возможность посещать Инет  (1 раз в неделю или 2 недели)..
 
 
Мое мнение не во всем совпадает с нижеследующей статьей, но мне кажется там есть мысли,  . не лишенные рационального зерна.  Еще мне интересно было бы узнать мнение об этой статье  уважаемых участников  форума.  Опубликовать ее меня попросили.
 
 
Ответы  можно присылать на почтовый эл.адрес    
 
 
ььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььь
 
 
 
 
   «Разум в поисках средств борьбы с верой» (критическое исследование творчества профессора МДА  А.И.Осипова.).
 
 
 
«-Как они пахнут. Это розы?
 
-Да.
 
-Какие-то они необыкновенные. Не могу объяснить, но что-то мне говорит, что они не совсем настоящие, ну, то есть, не совсем живые… не знаю как  Вам это объяснить, но сердце мое их не принимает, хотя глаза и разум говорят мне, что это самые настоящие живые розы.
 
-Да,  Вы правы, они не живые.
 
-Как это может быть?
 
-Это искусственные копии  из синтетических материалов с запрограммированным образом жизни настоящей живой розы… Дело в том, что люди так увлеклись искусственным, что это искусственное вытеснило все живое. В этих розах нет  дыхания жизни, в них нет души…»
 
 
    отрывок из фантастического  рассказа   «Искусственный мир».
 
 
 
 
Ни в коей мере не желая обидеть уважаемого проф.Осипова, не могу не отметить, что отношусь с некоторой долей НАСТОРОЖЕННОСТИ  к его богословскому творчеству, хотя название критической статьи архимандрита Рафаила (Карелина) действительно чрезмерно  резкое и недопустимое, потому как общего у проф.Осипова со Христом хотя бы то, что он крещен во Святой Православной Церкви и «благодать Святого Духа, даемая в крещении»,-как говорит св.батюшка Серафим Саровский, -«так велика, что даже от человека-еретика   не отнимается до самой его смерти».
 
 
 
1) Учение проф.Осипова очень   СВОЕОБРАЗНО.
 
 
2) Оно диссонирует (для внимательного духовного слуха и верующего сердца) с учением Св.Отцов.
 
 
3) Оно  наукообразно, логично, рационалистично, софистично, претенциозно.
 
 
4) ДУХОВНАЯ  СЛЕПОТА   проф.Осипова   доказывается(?)  его активным противлением прославлению Св.Царственных  мучеников, скептическим отношением к  чуду мироточения святых икон. Впрочем здесь надо молиться за профессора, чтобы Господь дал ему веру, выходящую за рамки рационалистических конструкций. Это недуг многих ученых и иронизировать над этим нехорошо. У проф.Осипова можно поучиться четкости мысли, аккуратности внешней формы изложения, систематичности, концентированности и другим полезным качествам. И у д.А.Кураева  тоже есть чему поучиться, но все же лучше учиться у святых отцов.
 
 
5) Знания и ум ставятся в среде его (и д.А.Кураева) почитателей и учеников выше простой «необразованной» искренней веры «бабушек, дедушек и монахов».
 
Спаситель наш Господь Иисус Христос  говорил всегда : «вера твоя спасла тебя» «по вере твоей да будет тебе», а проф.Осипов проповедует иное Евангелие  (прикровенно) в котором говорится : «знание твое спасло тебя». Старец Паисий Святогорец  в одной из своих книг приводит рассказ о необразованном монахе-простеце, который думал, что Вознесение – это какая-то святая (а не праздник  Вознесения Господня). И вот однажды он спустился в подвал, сунул руку в море и попросил: «Вознесение, прошу дай мне рыбки, пришел брат, его нечем угостить». И вот, о чудо, в руках его оказалась рыба которую он разделав, угостил пришедшего брата.  Проф.Осипов поставил бы этому монаху двойку и назвал его невежей, негодным человеком,  а Господь поставил этому в простоте своей верующему   монаху – отлично… Вот так бывает и с батюшками – иной не знает чем отличаются ипостаси Пресвятой Троице -  а как помолится: «Пресвятая Троице спаси такого-то человека»  и Господь слышит и исполняет его молитву, а иной образованный и богослов, а как помолится, так и результат нулевой – потому что в надмении своем считает себя достойным более других, сравнивая себя с другими по уровню академических научных знаний.  Конечно же это не говорит, что знания совсем безполезны, но «знание надмевает, а любовь назидает», так что знания должны быть на втором или третьем месте и занимать положение подчиненное по отношению к вере, а сами богословы (научные) должны  приобрести  смирение пропорциональное  их багажу знаний иначе их знание может стать им увы  в погибель.  
 
 
 
 
 
6) Активная борьба против католичества и отрыв от духовных корней православия  (людей веры, а не других ученых богословов-книжников)  неизбежно приводит к крену   в сторону протестантизма и даже далее в теософию: «спасутся все, а не только верующие в Христа, но и просто хорошие (что понимать под хорошими(?)) люди». Св.Иоанн Златоуст как-то сказал (привожу по памяти): «ты говоришь, что тот мол и хороший человек и добрый и справедливый а почему не принимает Христа? Ты сам и ответил, вот именно, потому что НЕ  ХОЧЕТ…» Так вот если кто не хочет принять Христа (креститься во святой Православной Церкви и быть христианином) в этой жизни, ужели  так изменится в том мире что вдруг захочет стать христианином? Для этого наверное он и должен  пройти через геенну и сколько будет его пребывание там и каковы мучения – кто может знать кроме одного Господа. А разве подобная мысль – что нет Божия правосудия и Божией правды не есть хула на Духа Святаго? (Видите ли в чем тут дело: когда Вы говорите за Господа, что Он обязан помиловать такого-то человека потому что Он милосердный и Любовь, Вы : 1) лишаете Бога личностного начала (свободы воли). 2) лишаете человека личностного начала, т.е. он есть только пассивный объект спасения и воздействия Божией благодати и 3) Вы не понимаете той тайны, что в глубине Бог и человек едины и свободное стремление человека к Богу и Божественная благодать таинственным образом связаны друг с другом онтологически, сущностно. Эта тайна откроется в том мире. То есть, человек не сам по себе .4) оправдываете безответсвенность и бездействие человека (ведь все равно. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО  ЛИ ВСЕ РАВНО?)… Вы скажете: термин Божие правосудие и Божия правда католические. Ну хорошо какой-то католик  сказал о Божией правде – значит теперь ее этой правды не существует, раз католик об ней сказал. Что если какой-то  террорист  ходит ногами по земле, то нам надо на голове по земле ходить? Или католик говорит : 2+2=4, а для нас православных значит 5 или 3?
 
 
7) Соблазн  создать  учение «христианства без Христа», где все обосновано, за Господа Иисуса Христа  решено: «кого помиловать»,  «кого казнить», все уложено в четкие богословские формулы,  простая вера  уничтожена всемогущим  «Рацио…» – действительно очень похоже  на попытку исподволь, постепенно и незаметно, без лишнего шума, протащить в высшие богословские школы и через них в Святую Православную Церковь   теософские течения социального, либерального «христианства без Христа».
 
 
8) тем не менее творения проф.Осипова более желательны к чтению, чем произведения теософов, еретиков, творения языческих философов или Рерихов или мадам Блаватской (тоже относится и к  диакону Андрею Кураеву). Переходить от чтения оккультной литературы к произведениям проф.Осипова и д.Андрея Кураева – это  ОГРОМНЫЙ   ШАГ   ВПЕРЕД.
 
И здесь не надо обижаться, учителей начальных классов помнят обычно с благодарностью многие годы.
 
 
9) произведения проф.Осипова и д.Андрея Кураева предназначены  для ВНЕШНЕГО (а не внутреннего – внутриправосланого)  употребления (т.е. язычникам, протестантам, католикам, теософам, оккультистам, неверующим ученым)  что необходимо отмечать  в краткой аннотации  и введении к их книгам,  тогда недоразумений и статей  подобных обличительной статье архимандрита Рафаила Карелина   будет значительно меньше.  Также как каждое лекарство надо использовать по назначению, и надо указывать в рецепте: против какой болезни направлено данное снадобье и как его принимать (внешне, внутренне), какие противопоказания и т.п. Книги проф.Осипова и д.А.Кураева – это очень специфичные лекарства (рецепт в начале этого пункта) и поэтому не стоит рекламировать их произведения и предлагать для прочтения всем подряд и верующим и неверующим. Не в обиду этим богословам будет сказано, но здесь действительно нужно разсуждение, открытость для критики и правильная самооценка.
 
 
10) Для православных читать книги д.А.Кураева, обильно насыщенные  цитатами  параноидального бреда мадам Блаватской и Рерихов   в духовном плане  НЕБЕЗОПАСНО.  
 
Я лично когда читаю книги диакона А.Кураева  таковые цитаты  пропускаю, чтобы не отравиться.
 
 
11) Так как студентам духовных семинарий и академий приходится изучать догматическое богословие по книгам проф.Осипова и д.А.Кураева, и они (студенты) люди подневольные, то можно обратиться к богатому  опыту  противодействия духовному и прочему насилию, приобретеннному  за «светлые» годы   строительства коммунизма…
 
 
Вывод:  надо относиться к произведениям проф.Осипова и д.А.Кураева с великой осторожностью и по-возможности  не читать их;  а  лучше читать  безсмертные Боговдохновенные творения Святых отцов Православной Церкви и особенно последних времен (написанных простым доступным языком):
 
Святого праведного отца Иоанна Кронштадского, Святителя Феофана Затворника, преп.Иустина Поповича, а также современных (ХХ век) православных старцев  и блаженных  стариц (прославленных в лике святых).
 
 
 
Желаю (искренне)  проф.А.И.Осипову и д.Андрею Кураеву  здоровья духовного и телесного и спасения в вечности  и осознав свои ошибки,  исправить их здесь на земле, так как там это если и будет возможно, то в миллиарды раз и более сложнее и мучительнее.
 
 
Вообще, мне кажется, что отец Андрей Кураев  более восприимчив к критике и даже сам написал неплохую (за исключением одной главы, где все-таки досталось «малограмотным бабулькам и монахам», а также преподобным  старцам и старицам )  книгу критики   «Оккультизм в православии». Многим надо поучиться у него тактичности и вежливости (в том числе и архим.Рафаилу (Карелину)).
 
 
 
Шуточное стихотворение, посвященное проф.А.И.Осипову.
 
 
«Угасло солнце преждевременно (имеется ввиду уход проф.Осипова на пенсию и заслуженный отдых – впрочем, как говорится,  не дождетесь. Но, впрочем, если проф.Осипов покинет МДА, то на его место поставят кого-то вроде явного теософа игумена Иоанна Экономцева, книги которого критикует даже д.А.Кураев в своей книге «Оккультизм в православии». Так что «лучше мириться … чем бегством к незнакомому стремиться»)
 
И тьма сошла на землю.
 
Потух светильник истины науки,
 
Мы во тьме…
 
Бредем унылые взывая – где умы вселенной
 
Все скрылись вместе с ним, погасли без следа.
 
Одни Карелины и критики остались
 
Вопят о чем-то ненаучном и простом
 
Как будто мы только что вернулись с поля
 
А не из милых сердцу библиотек
 
Как будто нам подсунули одну лишь книгу жизни — природу
 
Без иных научных книг. И мысли нашей неуютно без софизмов.
 
Нам хочется простора догматических измен.
 
Желаем плюрализма мнений, вер, религий.
 
Амнистии желаем, изничтожить плен,
 
Плен адский — всех вывести на волю,
 
На волю парадигм профессора и вечных перемен.»
 
 
 
Ведь на самом деле мы не знаем, что руководит этими профессорами, какие мотивы, какие силы движут их  творчество. Может быть они искренне стремятся к правде, ко Христу, но в чем-то ошибаются по всеобщей ограниченности падшей человеческой природы.  Не надо сразу их ругать, надо постараться их понять. Ну пусть пишут дальше, кто им может воспретить? Никто. Может быть их сверхученость и  недоверие к вере нужны, чтобы исполнилось пророчество святого  батюшки Серафима, что «…русские архиереи к тому времени (? Время) так онечестивятся, что главному догмату нашей веры (Воскресение из мертвых) верить не будут…»   кто по-вашему  подготовит таких архиереев, если и дальше в наших духовных академиях и семинариях будет преподаваться незамутненное ересями исповедание веры православной.
 
 
 
Простите меня грешнаго.  Да направит Всемогущий Спаситель наш Иисус Христос «стопы наши (и мысли) по словеси Его и да не обладает нами всякое беззаконие».
 
 
Один из рабов Божиих.
 
 
(с) Неизвестный автор,  2002.