От Александр Килим
К KDS  
Дата 17.01.2003 16:20:32
Рубрики Прочее;

У каждого свой путь к Богу

> Вопрос принципиальный, и названием темы не ограничивается.
 
>
 
> Вот часто приходится слышать от некоторых людей: «Меня в Церковь привели книги диакона Андрея Кураева, я ему сильно за это благодарен», ну и т.д. (сразу оговорюсь, дабы не возбуждать ненужных фантазий: это я не про себя).
 
>
 
> Как относиться к таким высказываниям? Действительно ли Кураев может привести кого-то в Церковь?
 
 
Уважаемый КДС!
 
 
Простите, на этот раз я как никогда согласен с постановкой Вашего вопроса. Несмотря на его парадоксальность, могу ответить на него утвердительно. Я в Церкви с детских лет, но тем не менее, первые книги о.Андрея вызывали в моем сердце положительный отклик. Возможно это вызвано моей тогда недостаточной информированностью. Для перечитывания тех работ не имею времени.
 
 
Теперь, собственно, о пути к Богу. У каждого СВОЙ индивидуальный путь. Кто-то приходит «случайно» прочитав одно из Евангелий (см.книгу митр.Антония (Блума) «Встреча»), кто-то в горе, кто-то в радости, кто-то в результате беседы со «случайным» собеседником (знаю неоднократные случаи, когда высокообразованные люди в результате беседы с малограмотными верующими людьми приходили в Храм, знаю даже случай обращения к Богу одной специально подготовленной атеистки, вознамерившейся по заданию комитета комсомола «распропагандировать» одну верующую семью — после этой «пропагандистской» беседы она пошла в Храм, тайно покрестилась и осталась верным чадом Церкви). В это как раз я вижу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ роль Промысла Божия, о чем мы с Вами дискутировали несколько ранее. Евангельский пример: превращения гонителя Христа Савла в Его Первоверховного Апостола Павла.
 
 
Знаю даже казалось бы НЕОБЪЯСНИМЫЙ случай (это случилось с одной нашей знакомой). В свое время (это были 70-е годы, когда никакой религиозной литературы не было, тем боле на Украине) она проявила чисто праздный интерес к изучению религий. Выписала в то время богоборческий (сейчас он носит некий оккультно-культурологический характер) журнал «Наука и религия». Своершенно «случайно» она натолкнулась на небольшое противоречие. Сами понимаете, случайностей здесь не бывает. Дальше — больше стала замечать противоречия. И стала читать указанный журнал исключительно с обратным знаком (минус). И ей стали открываться такие истины! В результате многолетнего чтения журнала она стала воцерковленной верующей, плюс достаточно образованной в богословском плане. В этом я вижу исключительное проявление Просмысла Божия.
 
 
И другой — печальный случай. Мне приодилось работать с одним весьма ученым выпускником философского факультета МГУ (кстати, соучеником о.Андрея Кураева), который просто блестяще наизусть цитировал огромные куски из Священного Писания, Святых Отцев, я бы сказал, «в совершенстве» знал догматику Христанства (в беседе он мог безошибочно приводить наизусть Правила Священных Соборов, другие «нормативные» церковные документы). Но эти знания не затронули его душу (кстати, он не был евреем — «чистый» русак, чтобы заподозрить его в некоем «тайном» иудействе). Нет он не был и воинствующим атеистом. Он просто был (я бы так назвал) циничным безверующим. То есть блестящие знания Истины Божией не затронули его разум. Он цинично со смехом приводил (причем правильно) цитаты из Священного Писания, Святых Отцев, высмеивал все это (довольно плоско и цинично). Откровенно скажу, моих знаний не хватало дискутировать с ним, я оставил эту затею.
 
 
Так что наверное кто-то прочитав о.Андрея мог стать православным. Знаю людей, читавших о.Александра Меня, которые пришли в Церковь и отнюдь не стали «кочетковцами». Многие пришли в Православие, набив духовные «шишки» в протестантизме, язычестве, оккультизме и даже сатанизме.
 
 
Так что пути к Богу у каждого свои.
 
 
Простите.
 
 
Во Христе Иисусе,
 
р.Б. Александр Васильевич Килим