От Iconomaster
К Антон Б.  
Дата 29.01.2003 12:25:08
Рубрики Прочее;

Re (3): вопрос насчёт помыслов

Не кажется ли Вам что мы снова начинаем углубляться в словесные дебри? И так сказано было слишком много.
 
 
>   Ну ... эээ ... мне просто не хотелось лишний раз конкретизировать, что могут быть блудные помыслы, направленные на противоположный пол (обычные), а могут — совсем противоестественные.
 
 
Блудные помыслы не могут быть обычными. Грех это не норма. Влечение к противоположному полу имеет целью создание семьи и чадородие. Влечение к противоположному полу не грех, но если оно перерастает в мечтательность, услаждение помыслами — это уже первые проявления страсти и следовательно грех.
 
 
 
>   В общем я с Вами согласен (если мы говорим о грехах и страстях). Но в реальности — сколько смирения и мужества требуется, чтобы признать — пока не достоин хиротонии. В реальности-то ведь редко когда такое случается. Опять же — не понятно, проявлять ли послушание, если сам считаешь, что не достоин, а духовник или даже епископ говорят : рукополагайся.
 
 
Вы очевидно полагаете, что сейчас есть священники достойные совершать таинство Евхаристии? Таинство к смыслу которого Ангелы только приближаются. Достойных нет и если человек считает что он достоин — это проявление гордыни. Что касается хиротонии, то вопрос о ее необходимости решается епископом, а о ее возможности, духовником. Не стоит боятся что после ответа о. Андрея все извращенцы кинуться рукополагаться. Когда у меня появились мысли о моем недостоинстве, один из священников мне сказал « положись на промысел Божий, а Господь избирает достойных». Я так поступил и все решилось в свое время.
 
И еще один случай по теме. На моем приходе должен был рукополагаться ставленник. Владыка расчитывал что он будет постоянно служить на том приходе где сейчас служу я. Что касается меня, то в то время я еще был мирянином. Все шло легко, но перед самой хиротонией духовник на исповеди обнаружил что этот человек не может быть рукоположен. Так его и не рукоположили, а через год после этого он сошел с ума. Как видите Господь, не допустил данного человека к служению, зная что его ожидает в будущем.
 
 
>  Отче, может быть я что-то не так помню, но мне всегда казалось, что Отцы разделяют : борьба с помыслами, когда помыслы являются производными от некоей страсти, укоренившейся в душе — это одно. Но также случается вид искушения, при котором как бы ниоткуда начинают упорно возникать одни и те же помыслы. При этом нельзя говорить о страсти, т.к. видимых причин для возникновения этой страсти — нет.
 
 
Давайте разберемся. Как может случиться что помыслы стают производными страсти? Ведь страсть не появляется из ничего. Как, например может появиться страсть (можно назвать это страстной привычкой) к табакокурению, если предварительно человек не думал о сигарете? Или он однажды утром проснувшись вдруг стал курильщиком? А вот когда он увидел курящего, скажем отца, то ему пришел помысел «а не попробовать ли и мне?» . Это помысел был принят и оброс мечтаниями о том что это современно, престижно, придает вес в компании. То есть постепенно начал превращаться в страсть и появилось влечение к табаку. В итоге человек пробует курить и видя что его мечтания не безосновательны продолжает это пагубное занятие. Здесь мы видим все степени.
 
1. Греховные помыслы, которые еще не вляются грехом.
 
2. Принятие этих помыслов и любование ими. У св. Отцев это уже считается грехом.
 
3. Переход от любования помыслами к страсти (можно сказать к страстному влечению).
 
4. Греховное действие вызванное страстью.
 
 
 
> Чаще эта брань является либо во смирение человека, павшего в другом (в гордости и тщеславии), либо во испытание и воспитание. В случае с желающим рукоположения, а особенно с монашествующими не так уж и редко является второй вид брани помыслов, когда брань есть, а страсти к этому виду греха нет — есть только отвращение. Также второй вид брани характерен внезапностью появления.
 
 
Начнем с того что мирская и монашеская среда довольно разные чтобы приравнивать брань монашествующего и скажем семинариста живущего в миру. Я уже упоминал, что в миру бороться с мыслями невозможно, тогда как в монастыре такая возможность более реальна.
 
 
>  (могу подыскать ссылки на подробное описание этого второго вида брани помыслов — это есть, кажется, в «Невидимой брани» и в Лествице)
 
>
 
>   В общем-то мой вопрос был именно по второму виду брани — как по-Вашему, допустимо ли для борющегося так рукополагаться, или же стоит подождать ослабления брани ?
 
 
Само появление мысли мы не можем предотвратить. И естественно что даже рукоположенный священнослужитель при появлении греховных помыслов не погрешает, если он не принимает эти помыслы и не начинает их развивать. В обсуждении же, помимо борьбы с помыслами, в контексте приводилось и влечение, а влечение это уже признак укоренившейся страсти, как и упоминаемое выше влечение к табаку.
 
Отсюда и ответ. Мое мнение: рукоположение возможно, если имеются только помыслы, а влечение отсутствует, хотя между постоянными мыслями на этот счет и влечением расстояние невелико.
 
 
священник Владимир