От Олег П.
К All  
Дата 29.01.2003 06:06:14
Рубрики Прочее;

Что такое ОСУЖДЕНИЕ и уместно ли оно вообще?

Privet vsem!
 
 
Tema osujdenia menya interesovala davno.  Osujdenie grexa, eresi, blijnego.  Kto-to spravdelivo zametil, «a chto takoe osujdenie voobshche, chto eto zanchit kak sam termin?!»
 
 
Svoi rassledovanie privoju nije.  Pros'ba popravit ili dobavit' esli chto ne tak.  Jdu vashego menniya o tom chto yavlyaetsya osujdeniem i kogda eto umestno, esli umestno voobshche.
 
 
Za ranee ogromnoe spasibo.  (OP)
 
 
==================
 
 
НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ...
 
 
Нам часто советуют не осуждать экуменистов. Мол, грех осуждать ближних. Попытаемся рассмотреть, так ли это? Что же такое осуждение ближнего? Послушаем угодников Божиих.
 
Преподобный Лев Оптинский:
 
«Что такое осуждение, и почему отцы применяют осуждающего к антихристу? Осуждение есть, когда ты, видя или зная грех или порок брата твоего, говоришь от сердца: »Он, по моему мнению, достоин или муки или казни, или болезни"."
 
Старец Федор Ушаков:
 
"Осуждение бывает троякое:
 
1. Аще какой грех узнаешь тайный и всем расскажешь;
 
2. Аще человека столь уничижать будешь за грехи, что и говорить с ним не за-хочешь;
 
3. Аще осудишь грешника на совершенную погибель".
 
 
При ближайшем рассмотрении в русском языке одно слово осуждать имеет два совершенно различных понятия. Назовём их «осуждать ЗА» и «осуждать НА». В первом случае мы выступаем, а возможно и согрешаем (если делаем это пристрастно), как свидетели. Это, конечно, не осуждение, а порицание. Во втором, «осуждая НА», мы выносим приговор, мы становимся судьями, и тогда, по слову Священного Писания, будем судимы тем же судом, каким судим сами.
 
 
Но вот что интересно. Все Святые Отцы, когда говорят о ереси и еретиках, согласно и единодушно ставят обличение неправды выше страха согрешить осуж-дением ближнего. Этому посвящена целая глава у преподобного Иосифа Волоцкого в его Просветителе. Она так и называется: «Слово против ереси новгородских еретиков, говорящих, что нельзя осуждать ни еретика, ни отступника. Здесь же собраны свиде-тельства из святых книг о том, что еретика и отступника не только осуждать, но и про-клинать следует, царям же, князьям и судьям подобает отправлять их в заточение и предавать лютым казням».
 
 
 
————————————————————————————————————————
 
 
 
Лествица или скрижали духовные преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы.
 
http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.html
 
 
СЛОВО 10.
 
О злословии и клевете.
 
     1. Никто из богомудрствующих, как я думая, не будет противоречить тому, что от ненависти и памятозлобия рождается злословие. И так оно после своих родоначальников по порядку мною и предлагается.
 
     2. Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты.
 
     3. Некоторые отроковицы грешат бесстыдно; а другие тайно, и со стыдливостью, но предаются еще лютейшим порокам, нежели первые. Тоже можно видеть и в страстях бесчестия. Много тайно лукавых отроковиц; каковы лицемерие, лукавство, печаль, памятозлобие и сердечная клевета, кои видимо представляют одно, а внутренне взирают на другое.
 
     4. Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: „оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным сказанное: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100, 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена.
 
     5. Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.
 
     6. Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудр у Бога, умилостивив Бога чистосердечным обращением.
 
     7. Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: „перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?" Ты сделаешь таким образом два добра, и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, т.е. чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: не судите, и не судят вам (Лук. 6, 37).
 
     8. Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.
 
     9. Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже судом судите, судят вам (Матф. 7, 6); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.
 
     10. Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящимся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил, и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния, и не нашел в нем и следа злословия и осуждения.
 
     11. Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.
 
     12. Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти.
 
     13. Видал я таких людей, которые тайно и скрытно соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считая себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки.
 
     14. Судить значить бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу.
 
     15. Как возношение и без другой страсти сильно погубит человека; так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оные за сие осужден был.
 
     16. Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то сказано: испыташа беззакония, изчезоша испытающия испытания (Пс. 63, 7).
 
     17. Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются.
 
 
Степень десятая. Кто взошел на нее, тот бывает делателем любви, или плача.
 
 
 
 
 
————————————————————————————————————————
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
СЛОВО 11.
 
О многоглаголании и молчании.
 
     1. В предшествовавшем слове мы сказали кратко о том, сколь бедственно и вредно судить ближних, вернее же самим судимыми быть и страдать от собственного языка; что случается и с мнимо духовными мужами. Ныне же порядок требует, чтобы мы показали причину сего порока и дверь, которою он входит в нас, или вернее, которою он из нас выходит.
 
     2. Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания [1], истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.
 
     3. Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, училище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений. Неприметное предуспеяние, сокровенное восхождение.
 
     4. Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно.
 
     5. Любитель молчания приближается к Богу, и тайно с Ним беседуя, просвещается от Него.
 
     6. Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие.
 
     7. Петр Апостол изрек слово, и потом плакася горько, забыв изречение Псалмопевца: рех сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим (Пс. 38, 1); и слово другого мудрого мужа: „лучше пасть в высоты на землю, нежели от языка" (Сирах. 20, 18).
 
     8. Но не хочу много писать о сем, хотя коварство страстей и побуждает меня к тому. Впрочем скажу, что я узнал некогда от одного человека, который беседовал со мною о молчании уст. «Многоглаголание», — сказал, — «рождается непременно от которой-нибудь из сих причин: или от худой и невоздержной жизни и привычки, (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует); или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что многие с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык и многословие».
 
     9. Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, тот пресек многословие; и кто приобрел плач души, тот отвращается многоглаголания, как огня.
 
     10. Возлюбивший безмолвие затворил уста свои; а кто любит выходить из келлии, тот бывает изгоним из нее страстию многоглаголания.
 
     11. Познавший благоухания огня, сходящего свыше, бегает многолюдных собраний, как пчела — дыма. Ибо как дым изгоняет пчелу, так и сему нетерпимо многолюдство.
 
     12. Не многие могут удержать воду без плотины; и еще менее таких, которые могут удерживать уста невоздержные.
 
 
На одиннадцатой степени одержавший победу одним ударом отсек множество зол.