От Александр Килим
К Игорь_Ш  
Дата 08.02.2003 00:27:09
Рубрики Прочее;

Игорю Анатольевичу Ш. об армянах

> Уважаемый Александр Васильевич, ни в коей мере не беру на себя дерзновения служить каким либо образом мерилом боглосовия, хочу все же поделиться с Вами своими сомнениями по поводу монофитства армян. Зерно сомнений возникли у меня после посещения  Армении в 2001 году. Вот что говорится по поводу монофизитства самими армянами:
 
> http://www.armenia.ru/church/church.php3?page=301
 
> В частности:
 
> Русский богослов конца XIX в. И. Троицкий, анализируя «Изложение веры» Нерсеса Шнорали, пришел к следующим выводам.
 
> 1. Нерсес Шнорали согласно с Халкидонским Собором определяет воплощение как соединение двух естеств: Божеского и человеческого.
 
> 2. Согласно с Православной Церковью признает тело Иису-са Христа единосущным с телом Девы Марии, избегая заблуждения Евтихия об иносушии тела Христова с телом человеческим вообще.
 
> 3. Согласно с Православной Церковью признает, что все существенные свойства того и другого естества сохранились вполне в соединении, а таким образом отвергает и исчезновение естества человеческого в Божественном и превращение одного естества в другое.
 
> 4. Согласно с Православной Церковью признает общение свойств.
 
> 5. Согласно с Православной Церковью осуждает Евтихня и монофизитов.
 
> Начиная с средних веков и вплоть до последних лет Армянская Церковь называла Православную диофизитской, а Православная Церковь Армянскую — монофизитской.
 
> В 1964 г. в г. Ааргус (Дания) начался диалог между богословами Православных и Древневосточных Церквей. Стороны пришли к следующим выводам:
 
> — Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство:
 
> — Древневосточные Церкви, в том числе и Армянская -не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме Армянской Церковью.
 
>
 
> В любом случае, утверждать то, что армяне монофизиты, опираясь на эту статью сказать нельзя. Именно об этом я и говорил, что монофизитство армян вещь не очевидная.
 
> Насчет остального — не знаю.
 
> С уважением,
 
>
 
> Игорь
 
 
Дорогой Игорь Анатольевич!
 
 
Честно признаюсь — Вы застали меня врасплох. Действительно оказалось, что я практически ничего не знаю по этому вопросу. В различных источниках конкретных данных почти ничего не удалось найти. Совершенно «случайно» вспомнил, что можно посмотреть в «Православной Энциклопедии». И вот в 3-м томе довольно подробно в статье об Армянской апостольской церкви (ААЦ) на 25 крупных страницах убористым шрифтом — умышленно подставляюсь Вам для обвинения меня в полиграфическом дилетантизме — подробно и достаточно четко описаны в т.ч. и отличия Православия от Армянского вероисповедания. То, о чем Вы говорите, также нашло отражение в Энциклопедии.
 
 
Действительно вплоть до крушения Византийской империи шел регулярный богословский диалог православных богословов с армянскими.
 
 
Главным требованием православных было признание IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.) вместе с посланием (Томосом) папы Льва I и принятие учения о двух естествах, волях и действиях во Христе. В результате диалогов армяне несколько смягчили формулировки и теперь они выглядят следующим образом.
 
 
В армянской как и в других дохалкидонских церквах отсутсвует утвержденное сжатое изложение основ вероучения (по типу нашего Символа Веры). Поэтому сейчас в ААЦ в литургической практике одновременно используется 3 (!) Символа Веры. Краткий используется в чине оглашения. За неимением времени не буду его приводить, равно как и «средний». «Пространный» читается священником в начале утреннего богослужения. Простите за пространное цитирование, но считаю необходимым привести его целиком, чтобы можно было бы сравнить его с нашим Символом Веры.
 
 
«Исповедуем и веруем всесовершенным сердцем Бога отца не сотворенна, нерожденна и безначальна, такожде Родителя Сына и Производителя Святаго Духа. Веруем Бога Слова не сотворенна, рожденна, и начало имуща от Отца прежде век; Иже не есть последний ниже меньший, но якоже Отец есть Отец, тако и Сын есть Сын. Веруем Святаго Духа не сотворенна, не временна, не рожденна, но происходяща от Отца, сосущественна Отцу и сславима Сыну.Веруем,Троицу Святую быти едино естество, едино Божество — не три суть боги, но Един Бог, едина воля, едино царство, едино владычество, Творец видимых и невидимых. Веруем во святую Церковь, во оставление грехов и сопричастие святых. Веруем во едино от триех Лиц, Бога Слова, рожденна от Отца прежде век, по времени снисшедша в Богородицу Деву Марию, приявша от крове ея, и соединивша с Божеством Своим; девять месяц вместившагося во чреве пречистыя Девы и бывша Бога совершенна, совершенна человека, духом и разумом и телом: едино лице, един вид, и соединен в едином естестве. Бог бысть человек, без изменения, без пременения. Без семене бысть зачатие, и без истления рождение. Яко несть начала Божеству Его, тако ни конца человечеству Его. Яко Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и вовеки. Веруем Господа нашего Иисуса Христа, по тридесятилетнем странствии на земле, пришедша ко Крещению, Отца свидетельствовавша: »Сей есть Сын мой возлюбленный", и Духа Святаго в виде голубине снисшедша на Него. Искушаема бывша от сатаны и победивша его. Проповедавша людем спасение. Изнемогавша телом, томившася, алкавша и жаждавша: таже пришедша волею на страсть, распята, и мерта бывша телом, жива же Божеством Своим. Тело Его положено бысть  во гробе купно с Божеством, и духом Своим снисшедша во ад нераздельно с Божеством, проповедавша душам, разрушивша ад и освободивша души оныя. По триех днех воскресша из мертвых, и явившася учеником Своим. Веруем, Господа нашего Иисуса Христа с тем же телом вознесшася на небеса и сидяща одесную Отца. И паки грядущаго с тем же телом и славою Отчею судити живым и мертвым. Иже есть воскресение всех человек. Веруем и воздаянию по делом: праведным будет живот вечный, грешником же мука вечная".
 
 
Вот отрывки из приведенного Символа веры, которые, на мой взгляд, все же говорят пусть об элементах, но монофизитских (т.е. слияния в Иисусе Христе Божественной и человеческой природы и воли — о чем и весь сыр-бор):
 
 
-по времени снисшедша в Богородицу Деву Марию, приявша от крове ея, и соединивша с Божеством Своим;
 
 
- едино лице, един вид, и соединен в едином естестве;
 
 
- духом Своим снисшедша во ад нераздельно с Божеством.
 
 
Да и церковные обычаи отличаются у нас и у них: Евхаристическим хлебом у них являются опресноки, используется неразбавленное вино. Кроме того, как указывается, существовал обычай (не знаю, существует ли сейчас), когда в алтарь вносилось мясо для разадачи священнослужителям. Также существует разница и в праздниках — у них Крещение празднуется вместе с Рождеством, есть и другие аспекты.
 
 
С древних времен армяне, крестившиеся в ААЦ, присоединялись к Православной Церкви через миропомазание.
 
 
Простите, дорогой Игорь Анатольевич, но это лишь беглый взгляд на малоизвестную мне проблему. Поскольку писал второпях, вполне допускаю, что мог где-то ошибиться, посему не судите строго.
 
 
Ваш А.К.