От Полковник Рюмин
К Павел Рузанкин
Дата 01.06.2003 00:37:07
Рубрики Администрации;

Re: ЦАРЬ ИОАНН...

>МАНЯГИН В.Г.

>ЦАРЬ ИОАНН ГРОЗНЫЙ В ИКОНОГРАФИИ XVI-XVII ВВ.


>>...икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (позднее название «Церковь воинствующая») находящаяся в настоящее время в экспозиции Государственной Третьяковской Галереи.
>Эта икона была создана во второй половине 50-х годов XVI века в иконописной мастерской Святителя Макария, Митрополита Московского, предположительно по его собственноручным эскизам. Непосредственным поводом для создания иконы послужило «Казанское взятие», ставшее поворотным моментом в истории Государства Российского, моментом рождения новой Православной Империи.
>Икона создавалась для Успенского собора Московского Кремля. Вскоре после венчания на Царство (1547 г.) по заказу Царя было выполнено и установлено в Успенском соборе Царское моленное место (1551 г.). Некогда подобное моленное место находилось в главном соборе Византийской Империи - Святой Софии в Константинополе. На него восходил Император после свершения над ним Таинства Миропомазания при Священном Короновании на Царство. Икона составляла с Царским местом единый идеологический и культурный комплекс. Расположенная напротив Царского места, она во время Богослужения всегда находилась перед взором первого Русского Царя – Помазанника Божиего. Однако, она служила не для «воспоминания» о величайшей победе Государя, а для постоянного, ежедневного напоминания Помазаннику Божиему о его обязанности перед Церковью Христовой, о его обязанности перед народом Божием защищать чистоту Православной Веры и служить водителем и защитником православных во всем мiре, а шествие под его предводительством Церкви Воинствующей знаменует вхождение в Царство Божие Новозаветного Израиля – богоизбранного святорусского народа.
>Эта миссия иллюстрируется изображенным на иконе исходом Церкви – народа Божиего – из Града обреченного в Новый, Небесный Иерусалим. Апокалиптические мотивы соединяются в иконе с воспоминанием о конкретном историческом событии: завоевании Казанского царства.



Икона: "БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ" (ЦЕРКОВЬ ВОИНСТВУЮЩАЯ) 1550-е годы

Из Успенского собора Московского Кремля. 144 х 396

Государственная Третьяковская Галерея


>Однако, изображая на иконе участников похода, живых и усопших, только стремящихся к святости и достигших ее, иконописец не мог обойти своим вниманием организатора и возглавителя Казанского похода, первого Русского Царя – Иоанна Грозного...

>Именно фигура в центре соответствует значению Царя Иоанна IV в организации и осуществлении Казанского похода.
>Весь облик этой фигуры свидетельствует, что перед нами царь. Значительная часть святых, изображенных на иконе – это Святые Князья Северо-Западной, Владимiрской Руси, предки Царя Иоанна IV. Вся логика заложенной в эту икону идеи требует, чтобы в ее центре находился не Греческий Царь, пусть даже Святой Равноапостольный Константин Великий, не Великий Князь Владимiр Мономах, а Московский Царь, первый Помазанник Божий на Русском Престоле. Вся архитектура, вся живопись этого периода задумана как памятник величайшему событию в истории Московской Руси: Венчанию на Царство Великого Князя Иоанна IV, знаменовавшему завершение длившегося сто лет процесса перехода миссии удерживающего (2 Фес. 2,7) от Константинополя к Москве.
>Именно эта фигура соизмерима по своему масштабу с фигурой Архистратига Михаила. Она является не только геометрическим, но и смысловым центром композиции. Сплотились вокруг его фигуры воины-копейщики, оглянулся и вопросительно смотрит на него воин-знаменосец, скачущий перед войском, даже сам Архистратиг Михаил повернулся к Царю и словно призывает его смелее двигаться вперед...