От Леонид Сергиевский
К All
Дата 27.05.2003 04:13:48
Рубрики Современность; 1941; Холмово; КШУ;

А вот и ответ о.Савватия уже опубликован в "Руси Православной"

Братие, простите меня, что опять "перепечатываю" из ревнительско-неплодных источников. :)
(На самом деле я получаю почтовую рассылку от Душенова и чтобы не лезть к нему на сайт и не выяснять - какой URL у предполагаемо-обсуждаемой статьи - я ее целиком сюда, родную...

Замечу, что они (РП) также удовлетворены разъяснением батюшки Савватия. (Вопрос - при чем тут "идолы" так и остался непрокомментирован о.Савватием) и публикуют у себя письмо о.Савватия к РП.

Вот этот текст.

ФАКТЫ И ДОМЫСЛЫ
Сказ о том, как еврей-священник оклеветал своего архипастыря

Уважаемая редакция!
Хотелось бы удостовериться, действительно ли опубликовано (или готовится к опубликованию) в вашей газете "Русь Православная" статья “Митрополит-идолопоклонник. Чувашский архиерей Варнава (Кедров), несмотря на протесты своей паствы "освятил" языческого идола”? Неу-жели Вы можете эту заведомо клеветническую статью опубликовать без проверки?!
Неужели Вам неизвестен тот факт, что иерей Андрей Берман тяготе-ет к католичеству? При этом, напротив, наш Владыка – ведь он старец, ис-тинный раб Божий: с младых лет посвятивший свою жизнь служению Господу, пострадавший в годы гонений на Церковь от коммунистов-безбожников, двадцать лет проживший до своего архиерейства в Троице-Сергиевой лавре. Он же настоящий Монах с большой буквы, каких мало: к нашему Владыке с почтением и любовью относятся Архимандрит Кирилл (Павлов), Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Искренне прошу Вас, если Вы еще не помещали эту статью в газете, воздержитесь, не берите на себя греха клеветы на старца Божия. Ведь Вы хорошо знаете, какова сила печатного слова.
С любовью во Христе Воскресшем и надеждой на понимание –
недостойный Архимандрит Савватий, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря, г.Чебоксары
* * *

Всечестный отец Савватий, благословите!
Простите нас, если мы погрешили против истины. Письмо, о кото-ром Вы говорите, пока еще не опубликовано в "бумажной" версии "РП". Но даже электронная его рассылка выявила (судя по тем откликам, кото-рые мы получили) что оно многих задело за живое. К сожалению, мы не обладаем возможностью высылать спецкоров для проверки каждого мате-риала, который мы публикуем в нашей газете. Но в материале, присланном нам из Чебоксар, содержатся конкретные факты, о которых Вы в своем письме ничего не сказали. Вот что нас тревожит:
1. Действительно ли 9 мая 2003 года митрополитом была освящена статуя "Матери-Покровительницы" с надписью на постаменте "Благосло-венны дети мои, живущие в мире и любви"?
2. Действительно ли владыка проигнорировал протесты православ-ной общественности по поводу установки монумента?
3. Действительно ли Вы и митрополит Варнава совершали освяще-ние этого монумента под пение хора "Приидите, поклонимся"?
4. Зачем вообще надо было освящать такой монумент, если было за-ранее известно, что это вызывает в среде православной общественности болезненную реакцию?
5. Действительно ли митрополит Варнава отказался встретиться с прихожанами церкви Успения Божией Матери?
6. В чем заключается "тяготение к католичеству" отца Андрея?
Не получив ответа на эти вопросы, мы не можем составить непред-взятую картину происшедшего. Нижайше прошу Вас ответить на них. Со своей стороны твердо обещаю, что мы непременно опубликуем Ваш ответ в электронной рассылке, чтобы читатели "РП" сами могли составить свое мнение о событиях в Чувашии.
Простите меня, грешного. В надежде на Ваши святые молитвы –
Константин Душенов.


НЕТ СИЛ НАБЛЮДАТЬ, КАК КЛЕВЕЩУТ
НА ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ

Дорогой о Господе Иисусе Константин Душенов!
Все ваши газеты, присылаемые к нам в монастырь, я не оставляю без внимания. Многие темы находят отклик в моей душе. Но в данном случае Вас ввели в заблуждение заведомо клеветнической статьей.
Для начала хотелось бы пояснить, что на церемонии открытия ме-мориального комплекса посвященного матери (таково официальное назва-ние памятника), владыка Митрополит Варнава читал молитву на освяще-ние лестницы, ведущей к Введенскому кафедральному собору. А по-скольку в требнике нет такой молитвы, то читалась молитва из требника "На освящение всякой вещи", где вместо "освяти вещь сию" было прочи-тано "освяти путь сей"...
Теперь хотелось бы немного рассказать об авторе, написавшем ста-тью в "Русь Православную" – иерее, бывшем настоятеле Церкви Успения Божией Матери, Андрее Бермане. Ибо его авторство у меня даже не вызы-вает сомнений: слишком знаком стиль его письма. Что уж говорить о ста-тье, в которой сплошь и рядом – передергивание фактов. Вот например в статье написано:
"Пока что архимандрит Савватий, на службе, посвященной святи-телю Николаю, распространял ложные слухи о якобы католичестве Ус-пенской церкви."
Истине не соответствует. Потому что ваш покорный слуга за Боже-ственной литургией на проповеди говорил не о католичестве Успенской церкви. Этого просто не может быть. Я говорил симпатиях запрещенного в священнослужении иерея Андрея Берман к католичеству. И его любовь к католичеству – общепризнанный факт.
Когда о.Андрей преподавал в Епархиальном Духовном Училище сравнительное богословие, перед воспитанниками училища на уроке, он сказал буквально следующее: "Я, хоть и православный человек на сегодня, но не могу не скрывать того, что склоняюсь к католичеству, потому что испытываю симпатию ко многим католическим богословам..." Мои слова могут подтвердить много людей, сегодня выпускников Епархиального Ду-ховного училища. Кстати, тогда же его лекции с католическим уклоном настолько возмутили студентов, что они даже написали коллективное письмо на имя Владыки Варнавы. После этого письма педсовет вынужден был отстранить о.Андрея от преподавания сравнительного богословия, пе-редав этот предмет другому, уже православному преподавателю.
С этого времени начались постоянные нападки с его стороны на на-шего Владыку Варнаву. Тогда он на приеме у Владыки кричал: "Вы по-творствуете антисемитизму! И Вы тоже махровый антисемит! Я под-ниму всю еврейскую общественность, и расскажу всем, как ущемляются права человека по национальному признаку!"
Тогда о.Андрей считал себя евреем. Это сейчас он провозгласил, что он русский (как удобно быть наполовину евреем, наполовину русским! Выбирай национальность ту, которая удобнее всего на данный момент!) Начались статьи в бульварных газетах о якобы имеющихся у Владыки виллах у моря, иномарках. А кто проверит? Да и кто поверит, что до сих пор у престарелого старца митрополита нет даже собственной дачи, и жи-вет он в архиерейском доме, принадлежащем Чебоксарской епархии. "Ес-ли я уйду на покой и поставят другого архиерея, у меня нет ничего кроме нескольких чемоданов с облачениями и личными вещами. Буду жить в мо-настыре" – шутит Владыка.
Последняя статья иерея Андрея Берман от 15 марта 2003 года в бульварной газете "СЧ Столица" которая называется так: "Кризис РПЦ связан с общим упадком европейской цивилизации" Вот выдержки из его статьи на целую полосу: "Те люди, ревность которых не позволяет им от-носиться к делу Божьему равнодушно, не имея достаточных знаний и ав-торитетного руководства, вместо решения действительных проблем на-чинают бороться с разного рода химерами, наподобие ИНН, требовать канонизации Ивана Грозного, Распутина и т.д."
Досталось и епариальному Духовному училищу "...не спасает и ду-ховное училище, которое напоминает ПТУ последнего десятилетия со-ветской власти. Отметим, что дело здесь не в преподавателях, а весьма своеобразном понимании этого дела руководством епархии и училища" Еще бы! Его, просвещенного священника отстранили от преподавания, разве это забудешь? "Теперь мы должны спросить себя: можем ли мы по-влиять на эту ситуацию? Допустимы ли реформы в Церкви Божией? Можно использовать термин "консервативная реформация"..." и т.д. Правда, ниже А.Берман решительно открещивается "...от направления на-зываемого обновленчеством..." Но дух статьи этим, увы, проникнут.
Далее. Иерей Андрей обвинил нашего Владыку в идолопоклонниче-стве. Тем кто не слышал о нашем Владыке Митрополите Варнаве, хоте-лось бы пояснить. Я уже не раз говорил на форуме Русской беседы о том, что вся епархия почитает Митрополита. Почитает как раба Божия, как старца, как настоящего Монаха, у которого есть чему поучиться монаше-ствующим. Его почитают на Афоне: многие афонские старцы, в т.ч. греки, до сих пор шлют через паломников ему поклоны, просят помолиться.
Знают Владыку и в Иерусалимской Церкви. Знал и любил Владыку покойный Патриарх Диодор, почитает и ныне здравствующий Патриарх. Это сейчас пошатнувшееся здоровье (сахарный диабет, сердце и т.д.) не позволяет ему посещать все церковные службы. А когда было здоровье получше, Владыка ежедневно присутствовал на литургии в Введенском кафедральном соборе, не пропуская ни одной службы! Так в течение бо-лее чем 25 лет своего служения на Чувашской кафедре!
Строгий постник, молитвенник, бессребренник, любимый всей чу-вашской паствой и подавляющим большинством священников епархии – с одной стороны. И коротко стриженный, носящий подрясник, очень напо-минающий католическую сутану (с красным подкладом и красным кантом на рукавах), служащий службы в фелони, до боли напоминающей униат-скую – без оплечий, в подризнике до колен, скандальный, склочный, вос-питывающий в своих прихожанах готовность к склокам и т.д. - с другой.
Который – ни много ни мало – обвинил Старца Божия в ереси, язы-честве и идолопоклонстве. Право, мне очень горько, что "Русь Православ-ная" – то ли в погоне за жаренными фактами, а может просто автоматиче-ски, не проверив ничего, сразу же опубликовала эту статью: вчера вечером она была составлена Берманном, а сегодня её уже напечатали! Без всякой проверки взяли да ославили имя Старца Божия! Поразительное дело!
Конечно, не имеет значения фамилия о.Андрея. Я всегда настаивал на терпимости даже к иудеям. Дело в самом о.Андрее!
И последнее. Был ли факт идолопоклонства? О.Андрей пишет: "Дело в том, что в Чувашии не до конца изжиты древние языческие верования, по деревням еще поклоняются "киреметям". А я заявляю, что Чувашия – православная. Остатки язычества – ничтожно малы, идея язычества под-держивается только среди некоторых представителей т.н. "творческой ин-теллигенции", точнее – националистов.
Далее. Что такое древнечувашский "киреметь" Это священное дере-во, или священная роща, куда древние чуваши ходили относить свои "пар-не", то есть – жертвы, приношения в виде платков, остатков пищи и т.д. Язычество у чувашей стояло на низшем этапе своего развития: в нем не было статуй, человеческих изображений или животных. Были священные рощи, покланялись земле, приносили в дар пиво, луне, солнцу. Но, в ос-новном – земле.
Были жрецы "йумзя", которые совершали приношения и языческие ритуалы. Открытие мемориального комплекса матери можно было бы на-звать идолопоклонством, если бы в открытии были хотя бы какие-то, пусть намеки на священные языческие ритуалы и действа. Там не было ничего подобного!!!
Название? Да, поначалу дали название: “монумент Матери - покро-вительницы”... и т.д. Но это был монумент посвященный матери, понимае-те? Нет в чувашском язычестве вообще ничего, напоминающее человече-скую мать. Только Мать-Земля. У которой не было изображения. Да и то, чтобы не возникало никаких споров, а всем было понятно, что этот памят-ник посвящен человеческой матери, является памятником всех матерей Чувашии, было решено убрать слова "Покровительница, Защитница и Продолжательница рода и истории"
Разве мать не защитница, разве не продолжательница рода а значит и истории? Есть на другом косогоре еще один монумент. Монумент побе-ды называется. На этом памятнике отлита чувашская женщина-мать, кото-рая держит в руке знамя и указывает рукой на Запад, перед матерью скло-нился воин, который отправляется на войну с фашизмом. Тоже чувашская мать. Почему ни разу отец Андрей не сказал, что это идол? Приезжал к нам Патриарх, возлагал цветы к монументу победы. Что-то о.Андрей не возмутился тогда, что, де, Патриарх – идолопоклонник.
Вы мне скажите, можно освящать памятники? Почему монумент на-зывать статуей, когда это памятник? Единственная страна, где на памятни-ках не положено человеческих изображений – это Израиль.
Далее. Что было во время открытия монумента матери. Вот здесь в статье в "РП" о.Андрей пишет "Савватий покропил монумент святой во-дой, хор пел при этом "Приидите поклонимся..." Ну как передергивает факты! Похоже на правду, но я-то знаю, что это не так! Хор был граждан-ский, не церковный. Это во-первых.
Что было на самом деле? Начало: "Благословен Бог наш... Аминь." Мы пропели трижды "Христос Воскресе" Далее владыка прочитал молит-ву, во время чтения которой был действительно окроплен монумент. Вот, к примеру, слова молитвы, прочитанные Владыкой: "...посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию и на путь сей, яко... хо-тящим ступати по нему... (к Введенскому собору, между прочим!) по-мощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем."
Идолопоклонство – это, как известно, поклонение идолу как богу, предвосхищение чести Богу истинному воздаваемой. Было там поклоне-ние идолу? Не было! Даже намека! Все говорили о роли матери в челове-ческой жизни. О том, как нелегко пришлось матерям во время войны (дело было 9 мая) Школьники читали стихи: "Мама, мама ты моя... ты у меня самая красивая... у всех у нас есть мамы... даже у космонавта... и т.д." Ничего даже напоминающее культ поклонения идолу.
Далее. "Приидите поклонимся" пел сводный хор минкультуры во время концертной программы, после окончания церемонии, когда Влады-ка и Президент и все гости сошли вниз, и пошли по новой лестнице к Вве-денскому собору, а я в это время шел впереди и кропил её (лестницу) св. водой) И вспомните, наконец, слова песнопения "Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите поклонимся Христу, цареви нашему Богу"
Не поется же в песнопении "приидите поклонимся идолу матери..." И окропили памятник освященной водой! А не жертвенным пивом или кровью! Где акт идолопоклонства? Тогда все открытия памятников с чело-веческой статуей, в том числе царям, ученым, Минину с Пожарским в этом же контексте можно считать идолопоклонством. Однако освящали их и до революции. И цари присутствовали. Обо всем происшедшем было доло-жено Святейшему Патриарху, Священному Синоду РПЦ. Патриарх в силу своей болезни, естественно, не мог наложить своей резолюции на рапорте Владыки. Но никто в Патриархии не усмотрел в происшедшем идолопо-клонства.
Сейчас о.Берман провозгласил себя приверженцем староверов (!) Выгодно, конечно – сразу у многих вызовет сочувствие. Но, извините ме-ня, если всенощное бдение у о.Андрея продолжается 1 час 15 минут (даже короче чем в московских храмах), если песнопения поются многогласием и бегом-бегом, а каноны читают через пень-колоду, то извините меня, я наверное, что-то перестал понимать. Если служит в полукатолических ри-зах, а свою сутану он назвал древнерусским кушаком (!), от этого старове-ром не станешь! Или, может, я ошибаюсь? Может, староверы такими ста-ли как о.Андрей?
Вот и все, что я хотел рассказать. Простите за многословность. Я – твердо убежден в своей правоте. Кстати говоря, вот он апеллирует к пра-вилам церковным. В частности к 15 правилу двукратного Константино-польского собора. А вот 13 правило того же собора гласит: "Если который священник или диакон, по некоторым обвинениям, обвиняет своего епи-скопа, прежде чем, ПРЕДСТАВЛЕННОЕ ПРОТИВ НЕГО ОБВИНЕНИЕ БУДЕТ РАССМОТРЕНО СОБОРОМ И ПРОИЗНЕСЕН ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР, ОСУЖДАЮЩИЙ ЕГО, ДЕРЗНЕТ ОТСТУПИТЬ ОТ ОБЩЕНИЯ С НИМ И НЕ БУДЕТ ВОЗНОСИТЬ ИМЯ ЕГО В СВЯЩЕННЫХ МОЛИТВАХ И НА ЛИТУРГИЯХ: ТАКОЙ ДА ЛИШИТСЯ СВЯЩЕННОГО САНА. Потому что, стоя в сане священника берет себе право суда на который имеют право только Митрополиты и прежде суда осуждает своего епископа и духовного отца, тот НЕ ДОСТОИН БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ”. (Перевод на русский язык) Иерей Андрей – предвосхитил суд, решив сам за других, что не будет общаться с архиереем. Надеюсь, объяснил все довольно обстоятельно...
С любовью о Христе недостойный

Архимандрит Савватий
ОТ РЕДАКЦИИ:
Батюшка, благословите!
Спасибо за объяснения. Они многое проясняют. Простите нас, если своей предыдущей публикацией мы внесли соблазн в жизнь Чувашской епархии.
Но, честно говоря, я все равно не могу понять, зачем надо было устраивать этот спектакль перед чувашским идолом (да, да – все-таки идолом!). Могу найти тому только одно объясне-ние: желание епархиального начальства польстить государст-венной власти, продемонстрировать свою лояльность перед начальством республиканским. А это дело все же не христиан-ское.
Что касается Бермана, то не лучше ли этих жиденят вовсе не рукополагать, чем потом так мучиться с ними? Вот этим бы нам и озаботиться. А Вы в своем письме все о том же – о тер-пимости… Ведь Берман этот не с неба свалился, его же кто-то рекомендовал к рукоположению, продвигал, сделал настояте-лем прихода… Причем этот “кто-то” находится в Вашей же епархии. По-моему, тут есть о чем задуматься…
Простите мня, грешного и помолитесь обо мне.
Константин Душенов