От Владимир Урусов
К All  
Дата 03.07.2000 00:57:10
Рубрики Прочее;

Отрывок из книги "Посмертные вещания преп.Нила Мироточивого Афонского"

Часть 1-ой главы из книги "Посмертные вещания преподобнаго
 
Нила Мироточиваго Афонскаго".
 
 
——————————————————————————————
 
                    Глава 1.
 
 
   Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех
 
    рождает смерть, изъяснение грехопадения прародителей.
 
 
  Чувства человека имеют двух мысленных охотников, которые, один перед другим,
 
стараются завладеть чувствами души и безпрестанно гоняются за душою. Один охотник есть вера, а другой — неверие; говорим: надежда и отчаяние. Эти благие охотники _{1) Разумеются вера и надежда, по отношению к которым полною  противопо-
 
ложностию являются  "охотники злые" -  неверие и отчаяние.  Эти злые охотники вдохновляются диаволом, который ходит как лев рыкающий, ищущий кого поглотить (1 Петр.5, 8) }_  с чрезвычайной ревностью  гоняются за душою, стремясь сочетаться с нею браком; когда восторжествует вера над неверием и сочетается с ду-
 
шею, тогда воспоминает душа Бога и рождает надежду. Так победила вера душу благоразумного разбойника, родила ему надежду спасения, и он воскликнув: «Помяни мя Господи», — и поминается церковию до скончания века сего. Напротив,
 
другой разбойник был побежден неверием, родил в себе отчаяние, похулил Христа, но похулен остался сам до скончания века сего. Так бывает и со всяким челове ком, обуреваемым страстью неверия; тогда-же он пребывает и в отчаянии, потому что за неверие оставляется Богом, в нем рождается отчаяние и упорная хула на
 
Бога, которая, как боль в язве телесной, не может прекратиться, пока существует и не исцелеет самая язва, то-есть, пока сия язва душевная не исцелится покаянием.
 
  Почему-же человек впадает в бездну отчаяния, неверия и в блато нечистоты? — Из-за «псилафизма» _{2) На последнем выражении необходимо остановиться. Слова «псилафизм» мы не нашли в словарях, по корню-же и смыслу оно означает похоть
 
наслаждения чувственными благами, в противоположность исканию духовных благ; очевидно, псилафизм означает похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую, или «любовь мира, которая есть вражда Богу» (Иак.4,4); все это Святой Нил вы-
 
ражает одним словом псилафизм, то-есть, чувственность. Чувственная похоть является источником всякаго греха, как учит св. апостол Иаков:"Кииждо-же искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть зачевши раждает грех,
 
грех же содеян раждает смерть". (Иак.1. 14, 15). От существительного-псилафизмосъ — Святой Нил производит еще и  глагол, означая им  плотские помыслы,
 
плотское мудрование, — одним словом, выражает то, что мы можем выразить словами: похотствование, сладострастное мечтание, увлечение страстями грубочувственными (блуд, гнев) и более тонкими, сребролюбием, славолюбием и  самолю-
 
бием. }_   т.е. из за мысленнаго прельщения чувственностями и  небрежения о небесных благах. (Иначе говоря — иза за того, что в молитвах церковных часто именуется:"лукавым и плотским мудрованием").
 
  Каким-же  образом псилафизм превращается в отчание? Вера, уловляя человека, привлекает его и удерживает надеждою благ небесных, неверие же, чтобы уловить человека, прельщает его похотением благ земных, чувственных и, так как удов-
 
летворение их связано с нарушением заповеди Божией, то, прельстив человека и возбудив в нем похотение запрещенного, неверие возбуждает затем в нем сомнение  в истинности слов Божиих, наводит на вопросы: так или нет?  истинно-ли,
 
или нет? — Вожделенна похоть для человека, но удовлетворить его она не может.
 
........
 
 
 
В.