От partizan
К Евгений  
Дата 04.07.2000 08:06:54
Рубрики Прочее;

Логос единообразующей силы

>Способ присутствия в буквах Писания логосов промысла в такой же мере таинственный, как и способ соединения души с телом и, вообще, умопостигаемого мира с миром вещественным  
 
>Это упрощение, на мой взгляд, особенно в рамках предыдущих вопросов и уточнений. Одно дело соединение тварного вещества с тварной же умопостигаемой природой и совсем другое соединение божественных энергий с <буквами писания>.  
 
 
По этом поводу — две цитаты из <Мистагогии> преп. Максима.
 
 
Цитаты хорошие, вот только они подтверждают именно мой тезис.:)
 
Преп. Максим здесь говорит о соединение тварного и нигде о соединении тварного и нетварного. Из «нетварного» в цитатах присутствуют только:
 
1 — нетварный <логос единообразующей силы>, который действительно одинаков для соединение души и тела (или тварной материи и тварной же умопостигаемой природы в ипостаси человека) и для соединения чувственого и умопостигаемого миров вообще.
 
2 — «Согласно этому родству [осуществляется] всеобщий и единый способ незримого и неведомого присутствия в сущих всесодержащей Причины» — тоже нетварной. То есть в этом соединении, причина которого <логос единообразующей силы> содержится «всесодержащая Причина», но не сама по себе, а посредством «логоса».
 
 
Вы мне можете возразить, что, говоря об умопостигаемом мире преп. Максим имеет в виду не только тварный умопостигаемый мир, но и нетварный? Посмотрим.
 
 
<Мир умопостигаемый находится в чувственном, как душа в теле, а чувственный мир соединен с умопостигаемым, как тело соединено с душой. И един мир, состоящий из них обоих, как один человек, состоящий из души и тела."
 
Не уверен, что преп. Максим считал Творение (и вещественное и духовное) и энергии Божии (логосы) «единым миром». Это же платонизм...
 
 
«каждый из этих миров, сращенный в единении, не отвергает и не отрицает другого, по закону [Творца] соединившего их. »
 
 
А вот и подтверждение. «по закону [Творца] соединившего их.» Можно добавит «создавшего и соединившего их». Разве не так?
 
 
«И, соответственно этому закону, в них заложен логос единообразующей силы, не позволяющий быть в неведении, несмотря на природную инаковость [двух миров], относительно тождества их по ипостаси в [этом] единении.»
 
 
«в них заложен логос» — раз есть логос и в том и в другом — это речь о тварных мирах.
 
 
" Также непозволительно утверждать, что своеобразные свойства, замыкающие каждый из миров в самом себе и ведущие к разделению и разъединению их, обладают большей силой, чем дружественное родство, таинственно данное им в единении. Согласно этому родству [осуществляется] всеобщий и единый способ незримого и неведомого присутствия в сущих всесодержащей Причины, разнообразно наличествующей во всех и делающие их несмешанными и нераздельными как в самих себе, так и относительно друг друга, показывая, что эти сущие, согласно единообразующей связи, принадлежат скорее друг другу, нежели самим себе>.  
 
 
О всеседержащей Причине присутствующей посредством «логоса единообразующей силы» см. выше.
 
 
Миры вещественный и умопостигаемый тоже связывает <логос единообразующей силы>, кторый восходит к тому же Логосу, что и логосы Писания. Но это большая и отдельная тема. См. также ее обсуждение и на http://www.kuraev.ru:8101/gb/view.php3?subj=4210,section=28
 
 
Прочитал. Не согласен с Вашим тезисом. Миры вещественный и умопостигаемый тварны. Их связывает логос. Но с Писанием дело обстоит по другому. Тут связь НЕ между вещест. и умопост. мирами, а между всем миром (вещест. + умопост. = единый) и Божествееными энергиями. Имхо, различие существеннейшее.
 
 
>Св. Писание писалось людьми — то есть это была синергия (ну или восприятие человеком Божественной Энергии и передача ее словами). (Отсюда, кстати, возможность <движения> в обратную сторону).  
 
 
>Святые творят чудеса энергией Божией и только ей. Здесь действует <моноэнергизм> в отличие <диофелитизма> и <диоэнергетизма> христологического.
 
 
Несомненно святые творят чудеса энергией Божией, но само расположение сотворить чудо — расположение человека. Молитвами святых отец наших...
 
 
>Евангелие, в этой связи, целиком <богодухновенно>, но этот вопрос требует отдельного обсуждения.
 
 
Именно, что требует. Не очень понимаю, как можно рассудить вопрос об обетовании и клятве, обойдя вопрос Св. Писания?
 
Можно смотреть на море (там же гади преплавают им же несть числа), например, и восходить к созерцанию логосов отпечатавшихся в такой форме материи. Или золото (как преп. Нил Синайский — он даже показывает путь восхождения мысли).
 
Но Писание случай совсем другой. Так же как и Молитва.
 
 
>Природы-силы-энергии тоже <место встречи> тварного и нетварного. В них присутствуют логосы естества, но в предмете, кроме того, присутствуют его индивидуальный логос, логос промысла и логос суда. Последние два обычно рассматриваются в отношении разумной природы.
 
 
Я не о том. Я об «обожении». Или как частный случай о написании Евангелия. Есть путь от Энергий до конретных речевых оборотов — где тут «место встречи»?
 
Или даже вот как. Человек читая Писание на разных языках удерживает одну и ту же мысль. Эта мысль человеческая. Но все «понимают» эту мысль в меру возраста. А кто-то восходит от мысли к Свету, непосредственно воспринимает логосы... В том числе и чувственным образом (см. «Григорий Палама» про спор о вИдении Света ).
 
 
>>Можно ли это обетование назвать логосом (т.е. все, что говорит Бог на протяжении всей человеческой истории) или это какая-либо тварная субстанция? Как вы это понимаете?  
 
>Нет, ну разумеется, речь о тварной субстанции идти не может, если мы не имеем в виду просто буквы и звуки Писания. Вопрос же о Иисусовой молитве вплотную подводит ко всему кругу вопросов об имяславии, но очень удаляет от основной темы обсуждения:-). Не знаю, имеет ли смысл его затрагивать?:-)
 
 
Думаю, что «вопрос Имени» является единственно корректным ответом на вопрос «Можно ли это обетование назвать логосом или это какая-либо тварная субстанция».
 
Вот Вы утверждаете «речь о тварной субстанции идти не может, если мы не имеем в виду просто буквы и звуки Писания.».
 
Мы не имеем ввиду «просто буквы и звуки Писания». Но что же мы имеем ввиду, говоря о Писании?
 
 
Во Христе,
 
Андрей
 
 
P.S.
 
Кстати сказать, мы еще не говорили о природе связи образа и его символа, обходя этот момент словом «присутствует»:)