От inkognito
К Константин  
Дата 10.07.2000 04:16:21
Рубрики Прочее;

Re (4): Извините, Константин

>>Чем , по иоему разумению, составляется Христианская вера: моральным базисом (духом веры), носителями веры — верующими, запечатленным наследием — трудами христианской мысли и искусства, Церковной обрядностью.  
 
> Неужели Вы не читали о сошествии Св.Духа на апостолов и не видели иконы с огнями Св.Духа над ними? Ясно что для Вас благодать — нечто эфемерное, но для нас-то нет. 
 
 
 
К стыду своему признаюсь, что зная о понятии сошествия Св.Духа на апостолов, не представляю когда это хронологически произошло и обстоятельств. Впрочем , как ни странно, само понятие может иметь материалистическое объяснение — если это произошло после Распятия, то означает укрепление апостолов как основных носителей духа веры в молодом христианстве ( вы же читали мои представления о смысле Воскресения ).  
 
Беда , конечно в том, что я беседую с Вами о сложных понятиях, располагая в этой области только набором знаний на уровне общей эрудиции, но пытаюсь вести беседу и даже порой возражать. Так что прошу не судить меня очень строго, когда мои измышления покажутся Вам бреднями, мальчишеством или детским лепетом. 
 
 
Сошествие Св.Духа на апстолов = Пятидесятница произошло на 50й день после Пасхи и 10й день после Вознесения Господня. Этот день считается «днем рождения» Новозаветной Церкви, т.о. по сути, Церкви Св.Духа.
 
Тогда по слову Господа Иисуса Христа Он послал Своим ученикам Своего Духа Утешителя, наставляющего их (и нас) на всякую истину.
 
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, Благой, Который пребывает везде и все испоняет (наполняет), очищает от всякой скверны и спасает.
 
 
 
> Кстати, к меня есть фильм, в котором на пленке зафиксирован момент схождения Благодатного огня на Гроб Господень. (Я уже писал о явлении Божией Матери над св.Горой Афон, свидетелями которого были 40 чел., включая детей; но это тоже можно назвать массовым психозом.) 
 
 
 
>История и новейшее время вынуждает быть пристрастными к любым фактам и доказательствам, что материального , что духовного порядка. Мы же видим и Саи-Бабу, якобы прилюдно в доказательство своей святости творящего вещи из ничего, и Кашпировского с Чумаком, на сеансах которых тысячи людей «видели» чудеса ? Мы должны думать о святости фокусника Копперфильда, прилюдно летающего ? 
 
 
По поводу свидетельства 5летней девочки (вкупе со множеством других) речь может идти только либо о истинном свидетельстве, либо о массовом психозе.
 
 
>Немало материала к подобному дала и церковь, особенно католическая.
 
 
Католики — это не Церковь. Об этом очень хорошо писал Хомяков.
 
 
> Попробую упорядочить Ваши рассуждения. 
 
> Христианство — это мощное религиозное движение.  
 
> Х.вера — понятие иррациональное, имеет в основе своей Откровение Божие. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». (Послание к Евреям. Глава 11. Стих 1) 
 
> Божие Откровение состоит из Св.Писания и Св.Предания. Св.Писание состоит из книг Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет говорит о и готовит к грядущему Христу. Новый Завет говорит о Христе Воплотившемся, Распятом и Воскресшем. Св.Предание состоит из: канона книг Св.Писания, вероучительных догматов, канонического законодательства, святоотеческих трудов, житий святых, гимно- и иконографического канонов и др. 
 
 
 
Я был не прав смешав понятия Христианства и Христианской веры. В моих предыдущих измышлениях необходимо «Христианская вера» заменить на «Христианство», так Вы легче меня поймете. 
 
>  
 
>>На момент распятия Христа половина вышеперечисленных компонент ( наследие и обрядность) имела нулевое значение,  
 
>  
 
> Что, Вы полагаете, ученики-апостолы к этому моменту все, сказанное и увиденное на Тайной Вечере, забыли? 
 
 
 
Говоря о наследии , я имел в виду именно запечатленное наследие. 
 
Время показало , что апостолы не забыли. Но, образно выражаясь, установленный Христом на Тайной Вечере обряд был саженцем Церковной обрядности. Этот компонентн не мог быть одной из основ, могущих сохранить христианство по казни Христа, сам нуждаясь в сохранении. 
 
 
Тут Вы принципиально не правы. Дело в том, что Церковь (круг людей) зиждется вокруг Евхаристии и живет дарами Духа Святаго. Упоминание Тайной Вечери — не случайно, но принципиально. Можно сказать, что вся жизнь Церкви есть непрекращающаяся Евхаристия.
 
 
>>компонент носителей веры (без  учета самого Христа ) имел значение близкое к нулевому,  
 
> Трудно подсчитать число уверовавших на момент Распятия.  
 
> Святые 12 апостолов + 70 (72) апостола + жены + многие о которых говорится в Евангелии, напр., прославленная в лике мучеников самарянка Фотиния с сыновьями, Лазарь, Никодим, сотник Лонгин, наконец, благоразумный разбойник. 
 
> Думаю, нехорошо приближать их к нулю. Тем более, и один человек несет в себе вселенную и образ и подобие Божие. 
 
 
 
Само по себе приближение к нулю ничего плохого не несет, тем более в контексте тех событий, потому что говорит не о значении вообще а только о возможности быть основой сбережения христианства. 
 
Ну что эти сто человек, по сравнению с многотысячной толпой, кричавшей «Распни его !», и это только в одном Иерусалиме, только те у кого было время и желание прийти. Но уже при гонениях на христиан в Риме (при Нероне) компонент носителей веры был силен, и целенаправленные усилия государственной машины сломить его не смогли. А смогли ли бы в Иудее усилия государственной машины уничтожить христианство через тотальное уничтожение носителей веры — их всего сто, это меньше любой римской казни ? Я допустил возможным посчитать что «да», и компонент носителей веры на тот момент не мог быть основой для сохранения христианства. 
 
 
Вот Вы сами и подходите к выводу, что Церквоь — институт не человеческий, но Бого-человеческий.
 
 
 
>>наличествовалтолько один компонент — дух веры. Но дух никогда не распределен равномерно по верующим — для этого и есть духовенство с его иерархией, христианские Подвижники и Святые. Рискну высказать, что основным носителем духа среди людей на тот момент был сам Христос. Поэтому я и счел возможным на тот момент отождествить христианство с Христом и вывести отсюда тезис о том — что Воскресение есть факт жизни и развития христианства после казни самого Христа.  
 
> Повторю , что допущение о тождественности Христа и христианства допустимо только до Воскресения .  
 
> Если я неправ, поправьте меня.  
 
> Думаю, если считать христианство движением, то к нему безусловно следует отнести и учеников Христа — апостолов, слушавших Его и, что даже важнее, присутствовавших на Тайной Вечере, вкушавших Тело и Кровь Сына Божия. 
 
Конечно надо. Но насколько глубоко они обрели на тот момент апостольскую сущность ? Как Петр трижды отрекся ? Или стал ли апостолом мытарь Савл сразу и при первой встрече? Кем был Иуда Искариот ? Думаю, Христос видел и понимал это и это было одним из того, что терзало его в Гефсиманском саду.   
 
 
Петр и Иуда, оба апостолы, — антиподы. Они оба предали Христа, но Петр смог покаяться со всеми вытекающими отсюда выводами.
 
Савл не был мытарем, но христианином стал сразу после явления ему Христа на дороге. Сначала — «оглашенным», после крещения и возложения рук — вполне.
 
 
>Как раз то я и считаю одним из проявлений Воскресения именно то, что после Распятия апостолы проявили себя Апостолами. 
 
 
Это не проявление, но следствие. Разные вещи. 
 
 
Уважаемый Константин. Я не участвую в РБ по выходным, но это не означает, что в эти дни я не обдумываю прочитанное здесь и (недо)сказанное.
 
На той неделе я почти что отождествил сущность и смысл. Дело было в спешке, надо было уходить с работы и торопиться. Но неудовлетворенность от этого осталась, даже и после того, как Вы со мной позднее согласились. Я и раньше пытался уяснить разницу в этих понятиях, но Ваши рассуждения о смысле, как значении вовне, в системе, очень мне помогли.
 
Сущность и смысл, видимо, двуедины и являются двумя сторонами логоса. Сущность — невидима и неуяснима в принципе; смысл — проявление этой сущности вовне. Не следует смущаться, что логос получается «видимым»: слово безусловно имеет форму (в отличие от мысли).
 
Буду очень рад продолжению взаимообогащающего диалога.
 
 
У меня к Вам просьба: удаляйте становящиеся ненужными «хвосты».