От Пётр
К inkognito  
Дата 17.07.2000 10:19:39
Рубрики Прочее;

Re (6): может ли быть на самом деле православный ученый ?

>Вопрос следует поставить так: как сочетать в жизни поучения и свт.Феофана и свт.Игнатия (опубликованное В.Урусовым) — да так, чтобы угодить Христу и Церкви Его
 
 
По-моему, слова свт. Феофана и свт. Игнатия прекрасно сочетаются. Утверждение свт. Феофана более широкое, в процитированных словах он, во-1х, дает определение духовной ревности и душевной тем самым и разделяя их, во-2х, он говорит о двух возможных отношениях между ними:
 
1. Ревность духовная превалирует в человеке, является сущностью его жизни, стержнем его жизни. В этом случае к этому стержню возможны небольшие «хозяйственные пристройки», которые вторичны, побочны. Ревность духовная никак их не изгоняет, не разрушает, а наоборот — гарминизирует, упорядочевает. Свт. Феофан в самом начале цитированной работы говорит о том, в чЕм состояло повреждение природы человека в результате грехопадения. Оно состояло в том, что правильная и изначально заложенная иерархия, соотношение, приоритетность сторон (не очень точное у меня слово) природы человека, а именно духа, души, телесности, была нарушена. Ничего это повреждение к природе человека не добавило, оно нарушило изначальную упорядоченность: если изначально сущность человека определялась духом его, т.е. стремлением к Богоугождению, то в рез-те повреждения природы человека, дух оказался в положении подчиненном. Присущее ему стремление к Богу, искание Бога, оказалось извращено этим подчинением. Это стремление, это искание было направлено на то, в чем «заинтересованы» душа (разум, чувства), тело. Сам по-себе этот интерес непротивоестественнен. Противоестественно то, что он подменяет собой Бога, и об этом свт. Феофан говорит определяя «второе отношение».
 
2. Когда же в человеке превалирует ревность душевная, она не терпит рялом с собой ревности духовной. Однако, душевная ревность, это не только лишь занятие наукой, например, само-по-себе, это составление из научной деятельности сущности жизни человека. Хозяйственная пристройка стремится встать на место изначального стержня существа человека, стремится подчинить его. Если человек своей волей позволяет это, то дух оказывается опрокинут и попран чем-то мелким, вставшим на его место. Это противоествественно, это беда.
 
 
Думаю, что свт. Игнатий говорит о последнем случае, т.е. о втором, пагубном, соотношении между духовностью и душевностью в человеке. На пагубность этого соотношения явно указывает и свт. Феофан Затворник.