От о.Варфоломей
К All
Дата 05.08.2003 19:40:19
Рубрики Евреи и Израиль;

Ещё раз о детях-сиротах и детских домах

Дорогие братья и сестры!
Я хотел бы поделиться с вами своими мыслями и проблемами по поводу детских домов и детей-сирот. Будучи настоятелем приходского храма в костромской глубинке, я никак не мог предполагать, что когда-нибудь столкнусь с этими проблемами. Выполняя послушание епархиального архиерея, наш приход организовал Воскресную школу для детей и взрослых. Наш храм находится в селе Коткишево, в 10 км. от районного центра г. Неи. И вот в храм и на занятия Воскресной школы стали ездить дети из Нейской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пришлось познакомиться с их жизнью поближе. Познакомиться и ужаснуться.
Прежде всего нам пришлось устраивать трапезы после воскресной службы перед занятиями в Воскресной школе, чтобы накормить детей. Первое, что исчезало со столов, - это был хлеб, сколько бы его ни клали. Оказалось, что такие вещи, как апельсины, бананы, творог, сметана, - для интернатских детей диковинка. Молоко им дают почему-то на 50% разбавленное. Редко дают яблоки. Ещё реже – мясо. Зимой они ходят в лёгких куртках и старых кроссовках, которых тоже не хватает. Даже в храм многим из них приходилось ездить по очереди в одной паре обуви. Последняя зима была морозной. Температура в интернатских спальнях была от +3 до +8 °С. На первом этаже лопнуло несколько труб, вода из них замёрзла, и на полу был каток из льда.
Замёрзла также прачечная и душевая. Дети два месяца не мылись и спали в верхней одежде. Завшивили практически все. В 8-м классе были даже платяные вши. Если бы после Рождества морозы не спали, пришлось бы вызывать МЧС, чтобы эвакуировать интернат. В интернате не хватает даже электролампочек. На длинный коридор горит в лучшем случае 1 тусклая лампа. Воспитатели ходят вечером и ночью по интернату с фонариками. Туалеты – без дверей, так , что из коридора просматривается ряд унитазов. Крыша течёт. В изоляторе нет лекарств, кроме зелёнки, которой тоже мало.
Но ещё более жуткое впечатление было от того, как с детьми обращаются взрослые. Грубость, крик, сквернословие со стороны работников интерната – обычное дело.
Вся культурная работа сводится к просмотру американских боевиков и организации коллективных беснований на дискотеке. Мы попытались предложить свою помощь, чтобы изменить хотя бы духовную атмосферу в интернате. На приходские средства была оборудована молельная комната, в библиотеку пожертвована духовная литература. Регулярно стали проводить встречи с детьми и работниками интерната. К этому времени у нас появился старый автобус КАВЗ, который стал возить на службы и на занятия Воскресной школы всех желающих детей. В нашем храме крестилось за последнее время более 150 интернатских детей.
Оказалось, что насколько эти дети отзывчивы на добро и ласку, насколько они с желанием ездят в храм, настолько безразличны руководители интерната. Ни директор, ни завучи не были ни на одной встрече или службе.
Сейчас в наш храм регулярно ходят, исповедуются и причащаются примерно 30 детей из интерната, а всего их там около 180 чел. Видя полное безразличие администрации интерната к судьбе своих воспитанников, мы пришли к выводу, что надо строить свой небольшой детский дом и забирать туда тех детей, которые регулярно посещают храм и Воскресную школу и хотят жить по-христиански, т.к. шансов найти какое-либо достойное место жизни, оставаясь в интернате, практически нет. Уместно привести здесь статистику Генпрокуратуры РФ по выпускникам российских детских домов (см. журнал «Детский дом» №1 за 2001 г. стр.3): в течение первых нескольких лет после выпуска 40% из них попадают в места лишения свободы, 40% - спиваются или становятся наркоманами, 10% - кончают жизнь самоубийством, только 10% находят какое-то место в жизни. Из этих последних 10% крайне редко можно встретить тех, у кого нормальные полные семьи. Т.о., государственные интернаты сейчас – это фабрики, калечащие души детей.
Мы решили попробовать построить небольшой семейный детский дом для мальчиков. Оказалось, что оформить его крайне трудно. Тогда была найдена следующая форма: мы строим приходской дом, приходское хозяйственное подворье, поселяем туда семью наших прихожан, которая оформляет патронат над детьми, которых мы хотим забрать из интерната. Оказалось, что как только над интернатом нависла угроза, что мы заберём 8-10 мальчиков, резко изменилось отношение к нам администрации. Под угрозой оказались чьи-то полставки, финансирование на 10 чел. и проч. Директор решил закрывать молельную комнату, детям попытались запретить ездить в церковь, началась травля наших ребят, их по одному «прорабатывали» у завуча и директора, младших заставляли учить наизусть фразы, в которых бы они сказали, что не хотят уходить к нам из интерната.
Нам удалось забрать их, как – это долго рассказывать, м.б. в следующий раз.
Мы начали срочно строить детский дом: купили участок земли со старым деревенским домом, отремонтировали его, подняли на новый фундамент и пристраиваем к нему новый сруб. Общая отапливаемая площадь – 170 кв.м. У детей будут комнаты на двоих, домашняя часовня, библиотека.
Разумеется, такая стройка не под силу бедному сельскому приходу, церковного дохода у которого хватает только на собственное существование. Начались поиски благотворителей и жертвователей. Я думал, что в наше время прагматизма и расчётливости, когда очень трудно найти средства на ремонт храма, нужды детей-сирот уж точно растопят сердца каких-нибудь обеспеченных людей. Нам было нужно собрать около 15000$. Это цена одной недорогой иномарки, десятки или сотни тысяч которых разъезжают по улицам Москвы, но эти деньги могли бы сделать счастливыми и спасти 8 сирот. Мы дали объявление в Internet’e, мои друзья помогли сделать сайт. Повесили объявления в некоторых московских храмах. И тишина полная. Откликнулся только один австриец, небогатый преподаватель русского языка из Зальцбурга, который сам приехал к нам и привёз 6000 евро, собрав их у себя в Австрии на нужды русских детей. На эти деньги мы и начали стройку детского дома, капитально отремонтировав до этого здание Воскресной школы постройки ХIХ века, которое было в аварийном состоянии. Сейчас сделан фундамент, изготовлен и собран сруб новой части детского дома. Нам обязательно надо до зимы закончить стройку, чтобы поселить там с семьёй наших детей, чтобы у них началась нормальная жизнь.
Дорогие братья и сестры!
Вокруг вас много детских домов, м.б. с лучшими условиями, чем наш Нейский интернат, но то, что детям там не хватает добра, ласки, вашего участия в их судьбе – это абсолютно точно! Нация, которая так, как мы сейчас, относится к своим детям, не имеет будущего!
Если кто-то захочет помочь нам, мы будем очень благодарны.
Подробнее о нашем приходе, Воскресной школе, детском доме смотрите: http://www.kotkishevo.ru
Иеромонах Варфоломей.