От Александр Килим
К Андрей Г
Дата 28.10.2003 12:22:26
Рубрики Современность; Суворов (В.Резун);

Признаются ли?

Дорогой Андрей!

Простите, но я не стал бы столь категорично утверждать, что "признаются". Тем более, что вопрос был задан в отношении всех "таинств" католицизма.

Да Вы и сами в конце признаете:

>Относительно же других 5-ти Таинств Церкви я ничего сказать не могу.

>Если обратиться к богослужениям присоединения к Православию, то увидим, что одних Церковь перекрещивала, других только миропомазовала, а последних принимала через покаяние.

Строго говоря, термин "перекрешивать", считаю неверным и неприменимым по отношению к Православной Церкви. "Перекрещивать" - означает "крестить повторно", "крестить еще раз" и т.д. То есть следует признать, что один раз "крещение" уже состоялось, совершая "еще раз" Церковь как бы нарушает Никео-Константинопольский принцип - Исповедую едино крещение во оставление грехов.

> [...]

>"На Руси до 17 века принятие в нашу Церковь западных христиан совершалось без Крещения, только через Миропомазание. В эпоху самозванцев, ... в 1620 г. при патриархе Филарете было принято решение перекрещивать римских католиков... С 1757 г. наша Православная Церковь стала принимать римских католиков - не миропомазанных - через Миропомазание, а миропомазанных от их епископов - только через Покаяние, в котором они отрекались от своих заблуждений."

Книга прот.Геннадия Нефедова известна, написана недавно и выдержала несколько изданий. Из книги о.Геннадия мы узнаем, что отношение к "крещению" папистов в разные времена было различным. То, что это "кршщение" ранее нашими предками не приналось не означает, что это суждение было неверным. Я полностью согласен с уважаемым Кириллом Ю., что признание этого "крещения" было проявлением ИКОНОМИИ. Или частного мнения (не соборного) отдельных иерархов, священнослужителей. Если, как утверждают очевидцы, покойный митр.Никодим (Ротов) сослужил с католиками и причащался с ними из одной Чаши, это еще не означает, что он был прав. Популярный в перестроечные годы иконописец архимандрит Зенон (Теодор) в 1996 году был запрещен в служении правящим тогда архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием "за евхаристическое общение с еретиками" (причащался в Мирожском монастыре вместе с католическими священниками).

Теперь обратимся к другим оценкам все того же "крещения" папистов.

Крупнейший дореволюционный литургист С.В.Булгаков в своем капитальном труде "Настольная книга для священно-церковно-служителей" (отдельно издана часть "Православие. Ереси, секты, западные вероисповедования. Соборы".) писал (стр.530):
"В свое воззрение на таинства Римо-Католическая Церковь внесла "opus operatum" и изменила чинопоследование, или образ совершения всех семи таинств. Под именем opus operatum у Римской Церкви разумеется учение о спасительном действии таинств даже на недостойно или, что то же, на пассивно принимающих их. По мнению ее богословов таинство есть проводник или, точнее, канал, из которого христианин почерпает благодать, помимо всякого с своей строны содействия или сочувствия. Чтобы то или другое таинство благотворно подействовало на человека, для этого требуется только известные внешние средства, например, чтобы было лицо, совершающее таинство, чтобы были произнесены известные слова и т.п., и только".

Некотрое время назад я приводил случай, когда католические ксендзы, оказавшись в Индии, тайно произносили крещальные молитвы над индусами, совершавшими РЕЛИГИОЗНЫЙ индуистский ритуал омовения в реке Ганг.

Читаем дальше у С.В.Булгакова (страница та же):
"Крещение в Римской Церкви совершается через обливание, т.е. вода наливается на голову крещаемого при произнесении слов "Я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа".

Теперь обратимся к Священным Канонам. Апостольское Правило 50 гласит:

"Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен".

Чуть ниже по ветке я приводил высказывания Святых Отцев Церкви о том, что папизм есть ересь.
http://beseda.voskres.ru/voskres/forum/0/0.htm
А также соборные рещешения по этому вопросу:
- "Окружное Послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.)":
http://pravbeseda.org/library/books/poslanie.html
и "Резолюцию по фопросу "Ватикан и Православная Церковь" Всеправославного Совещания Предстоятелей и Представителей Православных Автокефальных Церквей (1948 г.)":
http://anti-papism.narod.ru/1948/1948_XIV.htm

Думаю, иных доказательств, что папизм является ересью, не требуется.
Теперь давайте посмотрим, как Церквь относится к "крещению" еретиков:

Апостольское правило 46:

"Епископа или пресвитера, приявших крщение еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верного с неверным (2Кор.6:15)?"

Об этом Вы можете почитать у отцев Церкви: Климента Александрийского, Дионисия Александрийского, Киприана Карфагенского и многих других.

Другой взгляд на "крещение" еретиков как раз пришел из Рима. Именно в Римской Церкви родился более либеральный взгляд на "крещение" еретиков.

Вы можете привести Правило 7 Второго Вселенского Собора, гда указываются разные чины присоединения еретиков. Во-первых, многие еретики, уклонившись в ересь, ранее были крещены в Православии. Во-вторых, в некоторых еретических сообществах, осуществляли крещение по православному чину - троекратным погружением в честь Святой Троицы, чего в католицизме нет (только единократное обливание, как уже говорилось). Поэтому Константинопольский Собор 1756 года при Патриархе Кирилле V, вынес постановление, которое подписали также Патриарх Александрийский Матфей и Иерусалимский Парфений, которое гласит:

"Между средствами, которыми мы удостоиваемся спасения, первое место занимает крещение, переданное Богом святым апостолам... Общим постановлением отмечаем всякое еретическое крещение, а посему всех еретиков, к нам обращающихся, принимаем как неосвященных и некрещенных, причем мы этим следуем прежде всего Господу нашему Иисусу Христу, заповедовавшему своим апостолам крестить во имя Отца и Сына и Св.Духа, далее следуем святым божественным апостолам, установившим троекратное погружение с произнесением при каждом из них одного имени Св.Троицы, затем следуем святому и равноапостольному Дионисию, который говорит, что оглашенного, когда совлечена с него вся одежда, надлежит крестить его в купальне (бане), с освященной водой и елеем, призывая три Ипостаси всеблаженного Божества, и вслед за этим помазать боготворным миром, равно удостоить спасительной евхаристии, наконец мы этим следуем второму и пято-шестому вселенским соборам, предписавшим считать некрещенными всех, обращающихся в православие, не быших крещенными через троекратное погружение, при каждом из которых призывалось бы одной из Божественных Ипостасей, а крещенных каким-либо другим способом. Держась этих святых и божественных установлений, мы считаем достойным осуждения и отвратительным еретическое учение, так как оно не соответствует, а противоречит апостольскому божественному установлению, и есть не иное что, как безполезное, по словам св.Амвросия и св.Афанасия великого, умыванье, оглашенного вовсе не освящающее и от греха не очищающее; вот почему всех, от еретиков некрещенно крещенных, когда они обращаются в православие, мы принимаем как некрещенных и без всякого смущения крестим их по апостольским и соборным правилам, на которых крепко покоится св.Христова апостольская и кафолическая церковь, общая матерь всех нас. И этим общим нашим судом и письменным изъявлением подтверждаем это наше постановление, согласное с апостольскими и соборными постановлениями, и утверждаем нашими подписями"

Цит.по "Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийскаго", М 1994, т.1 стр.589-590.

Далее еп.Никодим пишет, что римо-католики их церковь считались по 1 Правилу Василия Великого как еретической, "вследствие между прочим повреждения ею никео-константинопольского сивола, равно вследствие формы крещения, похожей на евномианскую".

Ересь евномиан (преданная анфеме на Втором Вселенском Соборе) в некоторой степени близка к ереси папизма. Возникла в 360 году, когда Евномий, епскоп Кизикский, провозгласил, что Дух Святый по порядку и по природе своей является третьим, что Он сотворен по воле Отца и при участии Сына и должен быть почитаем на третьем месте. Евномиане так же, как и католики, крестили путем единократного обливания.

Так, что дорогой Андрей, считаю, что слишком поспешные Вы сделали выводы в отношении папистов:

>Cледовательно, что Наша Церковь признает Таинство Крещения и Миропомазания, совершенные католиками. Также следует, что признает приемство их епископов от апостолов, иначе бы таинства считались не действительными.

Как видим, на самом деле "таинства" папистов являются безблагодатными и недействительными.

Простите, если обидел или что не так написал.

Во Христе Иисусе,
р.Б. Александр Васильевич Килим