От Александр Г. (2)
К All
Дата 15.11.2003 20:35:27
Рубрики Евреи и Израиль;

Поддержите Костромскую епархию в противостоянии "черному пиару"!

Дорогие братья и сестры!

Обращаемся к вам с просьбой поддержать Костромскую епархию Русской Православной Церкви в связи с очередным обострением проблемы вокруг костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря.
Суть проблемы вполне ясна из текста обращения деятелей российской культуры к Президенту РФ В.В. Путину, которое было направлено летом этого года. Оно достаточно пространное, однако все же приведу его здесь полностью.

ОБРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНУ

Уважаемый Владимир Владимирович!

На протяжении десяти лет мы с искренним вниманием и озабоченностью наблюдаем за развитием ситуации вокруг совместного использования Костромской епархией и Костромским государственным объединенным историко-архитектурным музеем-заповедником Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, уникального памятника духовной культуры и истории российской государственности.
Вызывает глубокую обеспокоенность то, что, в отличие от других святынь, ставших местом активного и плодотворного сотрудничества Церкви и работников культуры (комплекса соборов Московского Кремля, Троице-Сергиевой Лавры, Валаамского и Соловецкого монастырей), совместное использование Ипатьевской обители не имеет положительной динамики и более того – свидетельствует о невыполнении на уровне административного руководства Костромской области принципиальных решений, принятых федеральной властью.
23 декабря 1992 года Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину письмо (№ 3707), в котором говорилось: «… считаю целесообразным совместное использование Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря Русской Православной Церковью в лице Костромской епархии и Костромским историко-архитектурным музеем-заповедником». На основании этого письма Президент дал распоряжение рассмотреть данный вопрос (Пр-2259 от 31 декабря 1992 года). В апреле 1993 года Ипатьевский монастырь посетила правительственная комиссия, в состав которой входили специалист-эксперт администрации Президента и два ответственных сотрудника Министерства культуры Российской Федерации. В заключении комиссии (от 6 апреля 1993 года), сделанном после тщательного изучения вопроса, особо подчеркивалось следующее: «… Размещение монашеской братии в одном из корпусов монастыря ставит перед органами культуры проблему поэтапного вывода музея-заповедника и его коллекций…»
В соответствии с решением правительственной комиссии 8 мая 1993 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и министром культуры Российской Федерации было утверждено заключенное администрацией Костромской области и Костромской епархией Русской Православной Церкви «Соглашение о совместном использовании комплекса зданий и сооружений Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря монашеской общиной и Костромским государственным объединенным историко-архитектурным музеем-заповедником», положившее начало духовному возрождению Ипатьевской обители и, в частности, отмечавшее:
«IV.1. Данное Соглашение является первым этапом совместного использования Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря Костромским государственным объединенным историко-архитектурным музеем-заповедником и монашеской общиной…
IV.3. Стороны обязуются обратиться в Совет Министров – Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о выделении целевым назначением капитальных вложений для строительства здания музея в Костроме с целью дальнейшего вывода его из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря…»
16 октября 1997 года Министерством культуры Российской Федерации, администрацией Костромской области и Костромским епархиальным управлением был подписан протокол о намерениях, которым определялось:
«… 1. Министерство культуры Российской Федерации, администрация Костромской области совершат необходимые действия по передаче, в установленном порядке, в пользование Костромского епархиального управления Московского Патриархата Русской Православной Церкви части зданий памятника истории и культуры федерального (общероссийского) значения ансамбля Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря:
здания Вотчинной конторы (богадельни) на первом этапе;
здания Архиерейского корпуса на втором этапе, в сроки, дополнительно согласованные сторонами».
Первый из упомянутых вопросов получил свое окончательное разрешение лишь в 2002 году, второй в настоящее время даже не находится в стадии рассмотрения.
Особого внимания заслуживает рапорт рабочей группы (август 2001 года), состоявшей из ответственных сотрудников аппарата Вашего Полномочного представителя в Центральном федеральном округе, Министерства культуры Российской Федерации и Московской Патриархии. Комиссия констатировала «вопиющее несоответствие музейной экспозиции самому названию музея «Ипатьевский монастырь», его месторасположению (на территории древнего монастыря), его современному положению (нахождение на той же территории зарегистрированной монашеской общины), самому духу времени» и рекомендовала, в частности, «вывести из церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии и архиерейского корпуса экспозиции, посвященные революционному и современному периоду в истории Костромы… Архиерейский корпус передать монашеской общине… На основе фондов музея «Ипатьевский монастырь» создать «Музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» федерального подчинения». К сожалению, до сих пор данные рекомендации не выполнены.
Таким образом, становится очевидным: комплекс решений по дальнейшей судьбе Ипатьевского монастыря, принимаемых федеральной властью, на местном уровне практически не реализуется – несмотря на то, что за указанный период данный вопрос рассматривался тремя правительственными комиссиями. Более того – налицо сознательное нагнетание напряженности в вопросе совместного использования обители Церковью и учреждением культуры. Известны многочисленные случаи, когда в различные церковные структуры и государственные учреждения направлялись коллективные письма верующих и представителей общественности, возмущенных кощунственным содержанием музейных экспозиций (таких, как уместная для краеведческого музея, но оскорбительная для церковных стен выставка оружия, партийно-комсомольских знамен, символов советской эпохи и вино-водочных изделий в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии). Несмотря на многолетние просьбы верующих, руководство музея категорически отказывается установить над храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии православный крест, а также сделать доступной для молитвенного поклонения (по примеру размещения Владимирской иконы Божией Матери в Государственной Третьяковской галерее) одну из главных святынь Костромы – чудотворную Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. Не горят свечи и лампады в соборной усыпальнице, где среди прочих погребены и представители много сделавшего для обители боярского рода Годуновых… Наконец, вызывает серьезное опасение и положение дел с сохранностью фондов самого музея-заповедника - ныне располагающихся в малоприспособленных для этого помещениях.
При всем уважении к подвижническому труду работников культуры, во второй половине ХХ столетия спасших монастырский ансамбль от окончательного разрушения и ныне прилагающих немалые усилия к сбережению музейных фондов и коллекций, следует признать: сложившаяся ситуация не соответствует новым реалиям церковно-государственных отношений, успешно развивающихся в последние годы при Вашем непосредственном участии.
В 2013 году нам предстоит стать свидетелями и участниками юбилейного празднования 400-летия Царственного дома Романовых – исторического события общегосударственного значения, центром которого, несомненно, будет Ипатьевский монастырь: именно здесь, в стенах древней обители, в марте 1613 года первый царь из дома Романовых, Михаил Феодорович, перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы принял избрание его Земским собором на Российский престол. Мы убеждены: к этому времени Ипатьевская обитель может и должна стать примером конструктивного сотрудничества Церкви и государства в попечении о нашем общем духовно-культурном наследии - монастырем-музеем, доступным как для экскурсантов, так и для паломников (по образцу Троице-Сергиевой Лавры), посетители которого получили бы возможность не только видеть повседневную жизнь обители, но и ознакомиться с экспозициями, повествующими об истории государства Российского и Русской Православной Церкви, о Царственном доме Романовых и о чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. Концепция подобного учреждения с полноценной монашеской жизнью и сохранением статуса монастыря, образно названного «живым музеем», была разработана выдающимися отечественными учеными - священником Павлом Флоренским и профессором П.Н. Каптеревым – еще в 1918 году, а его реальным примером может являться древлехранилище Костромского церковно-археологического общества (епархиальный церковный историко-археологический музей), действовавшее в Ипатьевском монастыре до 1919 года.
Для практической реализации этого предложения, полностью согласующегося с вышеуказанными решениями и инициативами федеральной власти по вопросу совместного использования Ипатьевского монастыря, необходимо с учетом «Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 490 от 30 июня 2001 года) разработать практически и финансово обоснованную программу поэтапной передачи зданий и строений Ипатьевского монастыря Костромской епархии Русской Православной Церкви. Программа, в частности, должна предусматривать вывод из монастыря музейных экспозиций краеведческого характера (в особенности – относящихся к советскому периоду истории Костромской области); здания для их размещения на территории областного центра в настоящее время имеются. Со своей стороны Костромская епархия готова принять на себя все необходимые обязательства и реализовать все меры, требуемые для нормального функционирования музея в стенах обители.
Учитывая важность поставленного вопроса в свете предстоящего общегосударственного празднования 400-летия Царственного дома Романовых и очевидную невозможность его разрешения на областном уровне, обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, с убедительной просьбой: дать указание о направлении в Кострому специальной Президентской комиссии для рассмотрения изложенного выше предложения. Убеждены: такое решение, принятое высшей государственной властью в Вашем лице, станет еще одним проявлением заботы руководства Российской Федерации как о помощи Русской Православной Церкви в деле ее духовного возрождения, так и о благе отечественной культуры.
Копии данного обращения направлены нами также Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Вашему Полномочному представителю в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко.

Обращение подписали, в частности, писатели В. Распутин, В. Крупин, С. Перевезенцев, художники О. Васнецова, Ю. Чувашев, Л. Моденкова, народный артист РФ Э. Артемьев, народный художник РФ С. Харламов, композитор А. Артемьев.

10-11 ноября Кострому должна была посетить правительственная комиссия во главе с Г.С. Полтавченко и с участием министра культуры РФ М.Е. Швыдкого. Непосредственно перед приездом комиссии руководство музея (позволим себе предположить – при активной поддержке одного из первых лиц областной администрации) развязало в СМИ – областных газетах и ТВ – настоящую травлю епархии. Приезд комиссии был временно отложен (из-за заграничной командировки министра культуры), но пропагандистское колесо продолжает раскручиваться. Публикуются статьи и заметки, демонстрируются телесюжеты, искажающие суть церковных предложений и инициатив. Костромичей агитируют ставить подписи под обращениями «в защиту музея» (где, в частности, содержится откровенная ложь о том, что епархия требует вывода музейных экспозиций и фондов «немедленного и полного»).
13 ноября с.г. епархиальное управление направило в адрес наиболее известных костромских газет заявление с просьбой о его публикации (впрочем, не уверены, что такая просьба будет услышана). Для полноты картины приведу заявление здесь:

ОСТОРОЖНО: ОБМАН!

В последнее время руководство Костромского объединенного историко-архитектурного музея (КОИАМЗ) «Ипатьевский монастырь» при поддержке некоторых средств массовой информации проводит активную кампанию по искажению позиции, занимаемой Костромской епархией в вопросе о дальнейшей судьбе Ипатьевского монастыря. Одновременно и в самом монастыре, и в центре Костромы осуществляется сбор подписей «в поддержку и защиту музея-заповедника».
По состоянию на 12 ноября с.г. обращение, которое предлагается подписать, существует в двух совершенно различных вариантах, что само по себе выглядит странно. Объединяет эти тексты одно – полное игнорирование того, что и Костромской епархией, и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II предлагается вывести с территории монастырского комплекса лишь экспозиции краеведческого характера, не соответствующие по своему смыслу и содержанию ни названию музея, ни его расположению (на территории древней, известной далеко за пределами России иноческой обители). При этом необходимо, по мнению Церкви, предварительно разработать продуманную, реальную, организационно и финансово обоснованную программу поэтапного вывода указанных экспозиций с территории монастыря в другие, полностью пригодные для этого здания и помещения, а также сформировать концепцию использования Ипатьевской обители как монастыря-музея в духе церковно-государственного сотрудничества. Поэтапный и частичный вывод, предлагаемый Церковью, не имеет ничего общего с голословными заявлениями (содержащимися в одном из обращений музея-заповедника) о якобы выдвигаемых епархией требованиях вывода «немедленного и полного».
Понимая, что кампания, проводимая руководством музея-заповедника, вызывает у костромичей обоснованное беспокойство, считаем необходимым заявить нашим согражданам: даже в случае реализации предложений епархии государство останется собственником всего комплекса Ипатьевского монастыря, а музей в его стенах будет продолжать свою работу - однако в новых условиях, соответствующих духу времени. Как и прежде, обитель смогут посещать и туристы, и костромичи; здесь они получат возможность увидеть не только музейные экспозиции - повествующие о истории государства Российского, о духовных традициях нашей Костромской земли - но и повседневную жизнь православного монастыря. Любое решение о выводе тех или иных экспозиций краеведческого характера будет осуществляться в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации; таким образом, интересы музея-заповедника и его подразделений ни в какой мере не будут ущемлены.
В заключение хотелось бы обратиться к костромичам, подписавшим или собирающимся подписать тексты обращений музея-заповедника: задумайтесь, можно ли неправыми способами бороться за правое дело? Вас, доброжелательных, честных и трудолюбивых жителей нашего древнего города, сознательно пытаются ввести в заблуждение – не уважая вас, различными уловками фактически лишая вас права на собственное мнение. Не позволяйте же обмануть себя тем, кто под видом заботы о благе отечественной культуры защищает прежде всего собственные интересы!
Пресс-служба Костромской епархии Русской Православной Церкви

Я публикую здесь столь обширные материалы для того, чтобы у людей, набравшихся терпения все это прочитать:), создалось более-менее полное впечатление - что сейчас происходит в Костроме.

В последние дни на службу «неприкосновенности» музея поставлен и Интернет. На главной странице сайта администрации Костромской области идет опрос об отношении посетителей сайта к проблеме Ипатьевского монастыря; учитывая специфику контингента, заходящего на этот сайт, и активную деятельность местных СМИ - результаты в пользу решений, предлагаемых Церковью, более чем скромные:(
В связи с этим просьба к тем, кто внимательно прочитал вышеизложенное: пожалуйста, зайдите и проголосуйте так, как вы сочтете необходимым. Может быть, такая мера позволит все же сделать этот опрос более-менее объективным.
Адрес сайта, где проводится голосование:

http://region.kostroma.net/

Спаси вас Господи!