|
От
|
Александр Килим
|
|
К
|
р.Б. Сергей
|
|
Дата
|
19.12.2003 21:37:01
|
|
Рубрики
|
Байки;
|
Странная логика...
Уважаемый Сергей!
>Когда началось обсуждение романа, для меня были несколько неожиданны единодушные отрицательные его оценки, как богохульного, потому что общее впечатление о нём было у меня всё же светлым, как бы вам не показалось странным.
Некоторым кажутся "светлыми" различные сектантские радения. А харизматики вообще видят в своих беснованиях проявление "святого духа". Буддизм и некоторые другие восточные верования говорят о некоем "просветлении" и т.д. Боюсь, что, полагаясь лишь на нашу чувственность ("светлые впечатления" - в данном случае), можно далеко пойти по пути прелести бесовской.
>Скажу лишь то, что когда читал роман, а читал я его ещё до прочтения Евангелие, не мог от него оторваться.
Это как раз и настораживает... Ведь Евангелие, небось, читали, наоборот, с трудом. О себе, грешном, могу сказать, что не не испытывал чувства, чтобы не мог оторваться. Да и молиться заставить себя трудно, а вот вот какую-нибудь занятную передачу посмотреть - это очень даже приятственно. Любой грех сладостен. А вот Царствие Божие - нудится.
>До того зримо он написан. И, именно, после прочтения его, что-то, почти мёртвое, едва живое, проснулось во мне.
Вот именно - "мертвое". Я не ловлю Вас на словах. Но в этом ощущении, полагаю, честно Вы признались.
>Поэтому склонен, скорее, защищать автора, нежели судить его.
Вообще-то заодно уж занялись бы защитой Губельмана-Ярославского и прочих воинствующих атеистов. Одно ведь дело делали совместно с Михаилом Афанасьевичем. А что? Очень даже оригинально... Сонм Новомучеников Российских - это ведь их рук дело. Это если следовать Вашей логике. Он писал, а они действовали.
>Не надо забывать, в какое враждебно-безбожное время написан роман, для людей с каким мировоззрением написан. Ведь написан он, по-моему, для людей-гробов с едва живою, вытравленною большевистской пропагандой, душой и выполнял и до сих пор выполняет задачу проповеди для людей, далёких пока от Церкви Христовой.
Да, написан для воинствующих атеистов, разрушавших Храмы Божии, убивавших священников и мирян. Именно такое должно быть представление о Господе нашем Иисусе Христе у этих людей, как изобразил Иешуа Булгаков. Все правильно. Свой несомненный художественный талант употребил на пользу этих богоборцев.
>И наше время другая, не менее враждебно-безбожная пропаганда губит человеческие души. Любая вещь, в том числе и литературная, может как искушать, так и назидать, наставлять.
Это так. Только это искушение, а не назидание. Можно конечно с Вашей логикой представить, что какая-нибудь развратная литература учит нравственности. Только не представляется это никак.
Вот минпрос в свое время ввел в школах предмет о сексуальном просвещении под видом того, что это будет способствовать сокращению абортов и уменьшению венерических заболеваний. Та же логика.
>И мне( я не говорю о всех) в моём закаменелом состоянии, в каком я пребывал тогда, роман явился именно назиданием, наставлением, проповедью о Божестве.
А где Вы, уважаемый Сергей, увидели, что в романе изображено Божество? Неужели в образе мелкого и ничтожнейшего героя - Иешуа? Не заставляйте нас называть черное белым, пожалуйста.
>Конечно, читать «Мастера и Маргариту», как и многое другое, сейчас у меня нет никакого желания, думаю, что многое, без сомнения, вызвало бы у меня неприятие, отторжение. Но только теперь.
Может повится в будущем... Упаси, Господи!
Впрочем, Ваше это личное дело...
>В доказательство того, что я не единственный, кто думает подобным образом, приведу ссылку на книгу «Опыт прочтения: «Мастер и Маргарита» http://www.wco.ru/biblio/books/ader1/Main.htm
>Простите.
>>"Михаил Булгаков (1891-1940) - внук православного священника, сын православного священника, профессора, преподавателя истории Киевской Духовной Академии, родственник известного православного богослова о. Сергия Булгакова.
Тем все это и печальнее. Иуда Искариотский тоже был одним из двенадцати (даже не семидесяти) апостолов...
>
>>КУДА ВЕДЕТ ЧИТАТЕЛЯ РОМАН
>> «Ведет ли роман читателя к Богу? Дерзну сказать: "Да!" Честного перед самим собой человека роман, как, впрочем и "сатанинская библия", ведет к Богу. Если благодаря "Мастеру и Маргарите" поверить в реальность сатаны как личности, то неизбежно придется поверить и в Бога как в Личность: Воланд ведь категорически утверждал, что "Иисус действительно существовал" (284). И то, что булгаковский Иешуа не является Богом, булгаковский же сатана в "евангелии от себя" сам всеми способами пытается показать и доказать. Но верно ли с научной (то есть - атеистической) точки зрения изложил Михаил Булгаков события, происшедшие в Палестине две тысячи лет назад? Быть может, есть какие-то основания предполагать, что исторический Иисус из Назарета - совсем не описанный Булгаковым Иешуа Га-Ноцри? Но тогда - кто Он?..
>>Итак, отсюда следует, что читатель логически неизбежно обязан перед своей совестью встать на путь поиска Бога, на путь богопознания.»
>>Священник Андрей Дерягин «Опыт прочтения: «Мастер и Маргарита»
Могу только поскорбеть за сего пастыря. "Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф.18:7)
Это не простой человек, а пастырь...
Простите, если обидел.
Во Христе Иисусе,
р.Б. Александр Васильевич Килим