От Юрий Геннадьевич
К Катрина Х.
Дата 29.01.2004 04:35:42
Рубрики WWI; WWII; Байки;

Re: Вопрос:Иаков и...

НОВАЯ ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ. В 12 томах. Т.1. - Л.: 1990. - с.356.

...Учителя Церкви и многие более поздние христианские толкователи видели в этом Ангеле - Ангела несотворенного, Ангела Иеговы, ранее являвшегося Иакову при Вефиле (Бт 28:11-16) и в Месопотамии (Бт 31:11-13) и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь (Бт 48:16), - то есть Сына Божия.
...По сути своей борьба Иакова с Ангелом Иеговы есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни; вместе с тем она есть и предызображение всей будущности потомства Иакова, отныне получающего имя Израиль, то есть всей ветхозаветной теократической истории. Вообще по характеру и значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама (Бт 15:1-21), в котором также (но более конкретно) изображалась будущая история избранного народа, складывавшаяся из противодействия народа Божественному Призванию, обладания непреходящими духовными благами и временных испытаний, материальных потерь. То, что борьба Иакова не была сновидением или явлением визионерным, видно из повреждения его бедра и возникшей вследствие этого хромоты. ...Это должно было показать Иакову, что победа дарована ему только по снисходительности таинственного Борца. И Иаков, как бы уразумев смысл борьбы, не хочет расстаться с борьбою и Борцом без Благословения с Его стороны. Но Ангел Иеговы - применительно к воззрениям древних евреев, считавших, что Богоявления посещают человека только ночью, говорит, что Он должен удалиться с восходом зари (по объяснению раввинов, Ангел спешит, чтобы с ангельскими сонмами принести Богу утреннюю хвалу). Просимое Иаковом Благословение выражается в перемене его имени, сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Отныне прекращается его борьба хитростью - "запинанием" (как было при получении благословения, в отношении к Лавану и прочее), и начинается его священное духовное борение за высшее, Богодарованное призвание; поэтому вместо данного при рождении имени Иаков ему и потомству его даруется священное, теократическое имя Израиль. ...Как следует из самого текста, "Израль" означает "боровшийся с Богом", постоянным подвигом молитвы заслуживающий духовные блага от Бога, что вместе с тем является залогом победы Иакова-Израиля и над врагами. Получив новое имя от Ангела Иеговы, Иаков вопрошает и Его об имени, но Он не называет Себя, давая понять, что Иаков мог узнать его из происходившего.