От Юр
К Александр Килим  
Дата 08.02.2004 05:40:39
Рубрики Современность;

Re: О грехе....

Святая Церковь, как человеколюбивая мать, готовит нас ко дням великого поста. В эту неделю мы слышали в Евангельском чтении притчу о мытаре и фарисее. В храм пришли помолиться два человека: один из них был фарисей, а другой мытарь. (Лк. XVIII, 9–14).

Фарисеи были представители одним из господствующем религиозным направлением у евреев. Это религиозное направление ставило своей задачей: во всех жизненных действиях опираться на закон Моисеев и выполнять закон Моисеев. Это было хорошее религиозное направление. Много видных еврейских деятелей вышло из недр этого направления. Таков, например, был раввин Гамалеил, руководитель раввинской академии в Иерусалиме во время Христа Спасителя; таков был Савл (ап. Павел). Он про себя говорил: «По правде законной я был непорочен», но стечением времени фарисейское направление вылилось в пустую формальность. Фарисеи все делали наружно и показно. Если фарисей шел молиться, то становился впереди всех, чтобы его все видели.

Если фарисей творил милостыню, то впереди шел глашатай, то впереди шел глашатай, который трубил в рог, извещая, что фарисей благотворит.

Таким образом, благочестие вылилось в ханжество, лицемерие и гордость. Сам Господь осуждал фарисеев за эти отрицательные свойства, сравнивая их с выкрашенными гробами, которые с наружи красивы, а внутри полны нечистот. (Мф. XXIII).

Мытарями назывались сборщики податей в пользу римских владык. Они были из евреев. По своему роду занятий мытари многое присваивали себе. Так из Евангелия мы знаем, что мытарь Закхей свое большое богатство приобрел нечистым путем. В народе мытарей считали грешниками.

Вот такие два человека и вошли в храм помолиться. Какова же была молитва фарисея? Молитва есть возвышение нашего ума и сердца к Богу, соединенное с чувством смирения и своего недостоинства перед Богом. Молитва фарисея лишена была этих свойств смирения и покаяния. Он прежде всего перечислял перед Богом свои многие сверхдолжные добродетели, как заслуги пред Богом. «Я два раза в неделю пощусь» — говорит фарисей. Закон Моисеев этого не требовал. У евреев был один в году постный день — день очищения, когда первосвященник приносит жертву за грехи всего народа. Далее в заслугу себе фарисей ставит, что он десятую долю своих доходов приносит в храм, но и этого закон не требовал. Закон требовал десятину от основных плодов и крупного скота.

Фарисей же приносит десятину от всех даже ничтожных плодов — тмина, копра и др. Постепенно гордость, бесовская гордость, как паутина опутала его сердце и закрыла всякую возможность к покаянию. Гордость толкнула его на крупный грех — клевету. «Боже, благодарю тебе, молился фарисей, я не таков как прочие люди грабители, обидчики, прелюбодеи или как вот этот мытарь».

Он не знал мытаря и оклеветал его. Такова была молитва фарисея: ни сознание своей греховности, ни покаянное чувство не одушевляли ее, а лишь выпячивание своих мнимых, сверхдолжных дел; эта молитва была не к Богу, а к самому себе: фарисей не молился Богу, а любовался самим собой — какой он благочестивый и набожный человек.

Как же молился мытарь?

Он встал у входа в храм, а не впереди, он не смел поднять глаза к небу, зная, что небо есть место присутствия Божия, но бил себя в грудь и говорил «Боже, будь милостив ко мне грешнику». Итак, сознание своего недостоинства, своей вины и греховности перед Богом — вот чем дышала молитва мытаря, и Господь изрек свой суд: «Сказываю вам, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей): ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. XVIII, 14).

Чему научает нас притча о мытаре и фарисее?

Во-первых, какова должна быть наша молитва вообще, а во-вторых, какова должна быть молитва покаянная или покаяние. Молитва должна быть проникнута чувством смирения перед нашим Творцом и Создателем и сознанием нашего недостоинства перед Богом в силу нашей греховности. Покаянная же молитва или покаяние в особенности должно раскрыть нашу греховность и недостоинство перед Богом и людьми и кроме того, должно сопровождаться надеждой на милосердие Божие. По своим грехам мы безответны пред Богом, как, например, можно оправдать клевету на ближнего: никакие ухищрения ума нам не помогут в этом. Евангельский мытарь должен быть примером для нас, каково должно быть наше покаяние. Приближаются дни Великого поста и наш христианский долг хотя бы один раз в году очистить свою совесть.
Протоиерей Николай Никольский.
Взято со страницы: http://bogoslov.ru/bogoslov/sermons/sunday/nikolskiy_060204.html