От Максим Карпунков
К Александр Килим
Дата 17.02.2004 08:12:01
Рубрики Современность;

Re: О грехе....

Здравствуйте, Александр Васильевич.
Честно говоря, немного я разобиделся на всю вашу администраторскую команду, потому что, как мне показалось, не даете сказать то, что кажется важным и нужным и решил больше не писать.
Но потом поостыл, поразмышлял немного и решил все же написать Вам.
Вот Вы открыли тему "природа греха". Уж столько всего написано и сказано об этом, только не ленись читать и слушать. Ну и конечно, "впитывать и усваивать". Странно, что никто не отозвался на Ваш призыв. Мне эта тема показалась важной и я решил внести свою скромную "лепту". Но своего ничего написать не смог. Тогда я обратился к опыту Святых Отцов.
Перечитал еще раз книгу - сборник писем святителя Феофана Затворника, "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?" и решился некоторые места из нее представить на всеобщее обозрение.

19
"... такой зародыш не Творцом при сотворении человека вложен в естество наше, а привнесен после сотворения - силою падения прародителей наших, которые, преступив заповедь, повредили и расстроили естество наше, которое расстроенным и поврежденным передали и потомству своему, то есть всему роду человеческому."

"Запомните, говорю, что эта беспорядочность прирожденна нам, но не природна, - запомните и убеждение в том держите крепко."

"... не слушайте тех, которые говорят: что тут толковать, так уж мы сотворены, ничего с собою не поделаешь. Не так мы сотворены и, если возьмемся за себя как следует, что-нибудь и сделаем с собою."

20
"Они поверили - и вкусили. Дело вкушения, может быть, и не велико, но худо, что поверили, не зная кому."

"...так мы же сами возьмем то, до чего Ты не хочешь допустить нас. Так вот Он какой, засело у них в сердце о Боге, а мы думали, что Он такой благой. Ну, так мы сами себя устроим наперекор Ему. Вот эти-то мысли и чувства были страшно преступны!"

21
"Потеряв веру Богу и в Бога, приняли мы пагубное решение "так я сам" - надо уничтожить это "я сам". Когда образовалось это пагубное "я сам", дух наш потерял свойственную ему силу властвовать над душою и телом и, напротив, сам подпал под иго рабства им - надо восстановить сию власть духа."

"Так, воссоединение с Богом не в нашей власти; и условия его, и образ совершения его, и все сюда относящееся не в наших руках."

"... нечего нам ломать своей головы над тем, как воссоединиться с Богом. Сколько ни ломай, ничего не придумаешь; а скорее, если Богу угодно было установить закон и порядок сего воссоединения, поспеши приять его полною верою и воспользоваться им с теплою благодарностию. И благодарение человеколюбивому Богу, все уже для того совершено, установлено и растолковано! Принимай и пользуйся."

"Надлежало прославиться Сыну Божию, смирившему Себя в воплощении и страдании, чтобы пришел и пребыл с верующими в Него Дух Святый."

"Не извольте пытать, почему нужно все сие для восстановления в нас истинной жизни, и примите и содержите то с простотою и искренностию детской веры. Станете пытать - подойдет враг и, как некогда Еве, нашепчет Вам соблазны и поколеблет веру, а чрез то лишит и плодов веры."

23
"Душевная ревность в лучших своих проявлениях, какие указаны, холодна к духовному и отбивает всякую охоту заниматься тем, что удовлетворяет ревность духовную. А о других ревностях и говорить нечего, как они противны духовной. Ибо есть еще ревность суетная ... и есть ревность злая - порочная и грешная, обращенная на удовлетворение страстям."

"Духовная ревность не гонит душевной (научности, художественности, житейскости, гражданственности), а только умеряет ее и упорядочивает, направляя ее к своим видам, не позволяя ей ревновать о чем-либо таком, что противно ей самой."

43
"В пособие к сему приложите и следующее: ничего не делать, что запрещает совесть, и ничего не опускать, что велит она делать, большое ли то или малое. Совесть всегда есть наш нравственный рычаг."

44
"...две-три маленьких предосторожности.
Первая: никогда не думать, что уже успели в чем-либо. Такова немощь наша, что мало-мальски что добренькое покажется внутри - тотчас кричим: вот оно, добились!
Вторая: ни под каким видом не позволять себе льгот. Пройдет день-другой в трудах самонаблюдения и самопринуждения - враг подойдет и начнет жужжать в уши: ну, будет, потрудилась, дай теперь себе немного льготки... Послабление себе есть то же, что маленькая дырочка в плотине. Только покажись эта дырочка, уж не удержишь плотины, ее непременно разнесет вода. "

51
"Но конечно, нужны и труд и напряжение, как умовое, так и сердечное. И не жалейте себя. Пожалеете себя - сгубите себя. Не пожалеете - спасете. Отбросьте Вы то неправое действование, какое часто нападает, и едва ли не на всех: что на всякое дело мы не жалеем труда, а на дело спасения жалеем его. Думается нам, что тут стоит только подумать и захотеть - и все готово. А на деле не так бывает. Дело спасения - первое дело. Стало быть, и труднейшее."

Простите, что цитирую, а не высказываю свое личное мнение, но мне думается, что лучше святителя Феофана я сказать не смогу.
Максим.