От Иван
К Ольга С.
Дата 19.03.2004 22:08:49
Рубрики 1941; Холмово;

Re: Справка о кришнаитах

ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

103287, Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 40, стр. 3, тел./факс: (095) 246-25-35, e-mail: iriney@vinchi.ru

«Общество сознания Кришны»
(справка)

«Московское общество сознания Кришны» (далее МосОСК) входит в «Центр обществ сознания Кришны в России» (далее ЦОСКР), который, в свою очередь, является российским филиалом «Международного общества сознания Кришны» (далее МОСК). В связи с этой организационной зависимостью, имеет смысл говорить о деятельности «Международного общества» в целом.

История и отношение к традиционному индуизму
Начиная с 1971 г. в России активно действует неоязыческая экстремистская секта «Меж-дународное общество сознания Кришны» (МОСК), созданная в 1966 г. в Нью-Йорке выход-цем из Индии Абхаем Чараном Де (более известным под именем «его божественная ми-лость Шри Шримад Бхактиведанта Свами Прабхупада»). Он начал пропаганду своих теорий среди хиппи, наркоманов и деклассированных элементов, которые и составили первона-чальное ядро, а затем и, в значительной степени, руководящий состав основанной им орга-низации.
МОСК является типичной псевдоиндуистской сектой. Все заявления нынешнего руково-дства МОСК о его принадлежности к традиционному вишнуизму (одной из конфессий ин-дуизма) не соответствуют действительности по следующим причинам. Во-первых, это отри-цал сам основатель МОСК Прабхупада (см. Приложение). Во-вторых, организация, из кото-рой вышел Прабхупада — «Миссия Гаудия» — сама была неоиндуистской сектой, возник-шей в конце XIX века. В-третьих, авторитеты ортодоксального традиционного индуизма (не путать с неоиндуистскими фундаменталистами) не признают западных кришнаитов, и не только потому, что они не родились в семьях индуистов, но и потому, что в МОСК «млечхи» (западные «варвары», с точки зрения традиционных индуистов) получают посвящение в брахманы, то есть как бы становятся членами высшей жреческой касты, к которой даже ин-диец может принадлежать только по праву рождения. Поэтому членам МОСК в Индии да-же не позволяется заходить во многие храмы традиционных кришнаитов.

Доктрина
Несмотря на все пропагандистские заявления кришнаитов МОСК о своем «монотеизме», их необходимо причислять к неоязычникам-идолопоклонникам. Хотя они поклоняются бо-гу Кришне («черному») как Творцу и Первопричине этого мира, но признают и других бо-гов в качестве его неполных проявлений. В частности, они утверждают, что Христос — Бог христиан, — позднейшее и частичное явление Кришны. Поэтому, по словам Прабхупады, люди, поклоняющиеся другим богам и игнорирующие сам первоисточник — Кришну, в лучшем случае глупцы, ослы и свиньи, а то и просто демоны. Сектантский экстремизм МОСК проявляется, в частности, в таком отношении к другим религиям.
Основная цель преданных Кришне, по учению секты, — любить его, как любили Криш-ну его мифические любовницы-пастушки. Исторически Кришна — это пастушеский бог, культ которого сложился в окраинных скотоводческих племенах Индии около середины первого тысячелетия до н. э. По чертам своего характера он более всего напоминал греческо-го бога Гермеса — проказливого, игривого и жуликоватого пастуха. «Из мошенничеств Я — азартная игра, Я — блеск блестящего, Я — победа, Я — приключение, Я — сила сильного. КОММЕНТАРИЙ: Во вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве» («Бхагавад-Гита», глава 10, текст 36, комментарий).
Кришну, как правило, изображают в виде синекожего, пухлого, женоподобного юноши, который любит веселье, шутки, шалости и развлечения. У него было бесчисленное множест-во любовниц-пастушек. И задача преданных Кришны — полюбить его точно так же. Тогда они выйдут из колеса сансары (вечных перевоплощений), войдут в небесные чертоги Криш-ны на планетах Вайкунтхи и будут предаваться с ним вечным любовным утехам в небесных лесах. Как написано в книге «Нектар преданности»: «Развивая в себе супружескую любовь к Кришне, преданный может попасть в Двараку, где станет одной из жен Господа». У Кришны 16 108 жен, у каждой из которых есть дворец и по 10 детей и, соответственно, бесчисленное количество внуков. Не чужд Кришна и любовным похождениям с чужими женами. В одном из текстов рассказывается, как однажды Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и развлекался все это время с сотней женщин, причем их мужья ничего не заметили.
Нельзя не отметить, что такой образ бога находится в явном и вопиющем противоречии с традиционными этическими принципами русского православного народа. Явно, что такой пример для подражания вряд ли может способствовать нравственному возрождению наше-го народа.
У Кришны есть и другие лики. Это, например, многорукий, окруженный кобрами бес-пощадный и кровожадный человеколев Нарасимха, грызущий окровавленные людские тела и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. «...Своими ногтями надвое разо-рвал могучее тело безбожника Хиранйакашипу» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, гла-ва 3, текст 18).
Но и это еще не подлинное лицо Кришны. Вот что в «Бхагавад-Гите» говорится о его подлинном лице: «Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела... Я вижу как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей вели-кой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устра-шающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокруша-ются ими» («Бхагавад-Гита как она есть», глава II, тексты 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30).
А вот слова Кришны о самом себе: «Я — Яма, Бог смерти... Я — всепожирающая смерть... Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей» («Бхагавад-Гита как она есть», глава 10, тексты 29, 34; глава 11, текст 32). И нако-нец главная характеристика: «...смерть — это Сама Верховная Личность Бога» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 13, комментарий к тексту 19). Православным христианам эти слова не могут не напомнить слова Христа о диаволе, который был человекоубийцей от начала.
Еще раз добавим, что вероучительные тексты секты изобилуют крайне грубыми и ос-корбительными высказываниями в адрес всех, не принадлежащих к кришнаизму, в адрес других религий и других культур, что не может не вызывать напряженность в обществе и не способствовать религиозному противостоянию.

Жесткий контроль и влияние на психику
По учению МОСК, спасение происходит за счет посвящения всей своей жизни Кришне, соблюдения ежедневного жесткого расписания и строгих диетарных предписаний (вегета-рианство и отказ от яиц и ряда растительных продуктов), повторения не менее 1728 раз в день мантры (в данном случае — имен Кришны), поклонения идолам и посвящения им всей принимаемой пищи и доведения себя во время богослужений до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Для того, чтобы способствовать «выходу из тела», используются тимпаны, бубны, барабаны и совместные экстатические танцы под пение мантры. Цель всего этого — заставить человека перестать ощущать собственное тело и поверить, что он сливает-ся в экстазе с Кришной. Признаками экстатической любви к Кришне, в частности, называ-ются следующие явления: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, беше-ный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка и др. Прабхупада также описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние:
1 — наступает оцепенение и чувство опустошенности; 2 — вас прошибает пот; 3 — воло-сы на теле становятся дыбом; 4 — голос начинает дрожать и пропадает; 5 — вы начинаете дрожать и трястись; 6 — ваша кожа меняет цвет; 7 — вы начинаете плакать и биться в исте-рике; 8 — вы впадаете в каталептический транс. (Бхактиведанта Свами Прабхупада. The Nectar of Devotion. BBT, N.Y. 1970, pp. 230 – 236.)
Очевидно, как эти «явления» негативно действуют на психику. С точки зрения христиан все эти симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами (бесами).
Прабхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых — это сохранять вер-ность гуру, подчиняться которому следует беспрекословно, и служить ему нужно так, как будто он и есть сам Кришна. В МОСК роль гуру подчеркивается и возносится на необычай-ную высоту.
Вот что писал по этому поводу до недавнего времени бывший одним из главных лидеров современного кришнаизма Харикеша Свами: «Наставления гуру в точности, на все сто про-центов, соответствуют наставлениям Кришны... Предаться гуру и предаться Кришне — это одно и то же... Духовный учитель является воплощением энергии Кришны... Мы должны отдавать духовному учителю все, что у нас есть и быть при этом очень смиренными... Духов-ный учитель вынужден брать палку и бить этого тупоголового ученика... Духовный учитель связывает нас с Кришной, и если мы разрываем связь с духовным учителем, то теряем и связь с Кришной» («Прабхупада-сумедхасам», выпуск первый, с. 19, 35, 36, 40). «Прославлять преданных Господа — это все равно что прославлять Самого Господа. В каком-то смысле прославлять преданного даже важнее... Ученик должен хотеть только одного — удовлетво-рить духовного учителя», — вторят Харикеше его ученики (Там же, с. 1, 15).
Само существование гуруизма, то есть, по существу, непререкаемой власти божественно-го гуру, развращает душу как «учителя», так и его подчиненных и приводит их к страшным падениям. В случае с МОСК мы имеем дело именно с этим феноменом, когда вчерашние бомжи и неудачники, озлобленные на выпихнувший их на обочину мир, вдруг получили в свое распоряжение абсолютную, ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами множества людей.

Криминальная история МОСК на Западе
История МОСК показала, что эта секта является чрезвычайно жесткой деструктивной организацией, пользующейся методами подавления личности и контролирования сознания. Во всех странах, где разворачивается ее деятельность, она проходит на фоне распада семей, увода молодежи от активной созидательной жизни, изломанных судеб и разрушенного здо-ровья . На Западе секта снискала себе скандальную известность незаконной уголовной дея-тельностью, начиная от вымогательства и подлога — и до торговли наркотиками и оружием; весьма высокопоставленные кришнаиты обвинялись в убийствах. В 1979 г. в Германии у ме-стного ОСК было изъято большое количество оружия. То же самое повторилось в 1984 г. в США, в Сан-Франциско. Руководство кришнаитского храма в г. Лагуна-Бич (Калифорнии) в 1977 г. было осуждено на длительные тюремные сроки за широкомасштабную торговлю наркотиками и заказные убийства. В Японии местное отделение МОСК в конце 1970-х гг. за-нималось грабежами ювелирных магазинов под руководством своего лидера, гуру Крипы. Некоторые лидеры МОСК были убиты, в том числе и в ходе внутрисектантских «разборок», другие были приговорены к различным срокам тюремного заключения. МОСК снискало се-бе печальную известность также широким распространением физического и сексуального насилия над детьми в принадлежащих секте «гурукулах» (школах-интернатах). Сейчас в Те-хасе продолжается судебной процесс по иску более восьмидесяти выпускников «гурукул» к секте, обвиняющих ее в сексуальных изнасилованиях и физических истязаниях. Под гнетом неопровержимых доказательств секта была вынуждена признать наличие всех этих преступ-лений. Во всех этих преступлениях виновата система гуруизма, наделившая неограниченной властью совершенно не подготовленных к этому людей.

Противоправная деятельность в России
В нашей стране кришнаиты не слишком отличаются от своих западных единоверцев и руководителей: немного найдется россиян, которые ни разу не столкнулись с их навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством на улицах наших городов. Многие граждане обращаются в Центр религиоведческий исследований по поводу личных трагедий, связан-ных с попаданием одного из членов семьи в секту.
Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» невооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества немалых средств. Естественно возникает во-прос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) берет средства на строительство, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность и т.д. Уж не связано ли это с настойчивым желанием кришнаи-тов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками?
Все столь широко рекламируемые «благотворительные» акции ЦОСКР сводятся в ко-нечном счете к раздаче пищи, посвященной Кришне (с точки зрения христиан, идоложерт-венной). Более того, по показаниям ряда свидетелей, кришнаиты обходят московские рынки и посвящают Кришне все выставленные там на продажу продукты.
С именем «Общества сознания Кришны» связаны и несколько громких преступлений, в свое время освещавшимися в средах массовой информации. Это уголовный процесс в Ека-теринбурге в 1997 году по делу Тенгиза Амеряна (главы Екатеринбургского общества «Сан-киртана») по обвинению в торговле наркотиками и заказных убийствах, зверское ритуальное убийство в марте 2000 года лицом, исповедовавшим кришнаизм — Русланом Любецким, иеромонаха Григория (Яковлева) в г. Туре (Эвенкия) и многократно повторявшиеся изнаси-лования одиннадцатилетней девочки прихожанином московского храма МосОСК Николаем Непочатовым (2000 г.). Однако, нужно добавить, что ЦОСКР по своей стандартной практике всегда отрекается от лиц, совершивших правонарушения или преступления, заявляя о том, что они были непричастны к организации. Тем не менее, косвенным подтверждением связей ЦОКСР и, соответственно, МосОСК с преступным миром служит информационная война, разразившаяся в связи с расколом МОСК в 1998 г. Тогда из секты ушел ее тогдашний глава — Харикеша Свами (Роберт Кампаньола), бывший, кроме того, гуру большинства российских кришнаитов . В последовавших денежных «разборках» между Харикешей и сектой обе сто-роны прибегали к обвинениям и неприкрытым угрозам интернете. И обе стороны говорили о связях кришнаитов в России с организованной преступностью, в частности с армянской мафией. Все эти сообщения и обвинения, несмотря на свое широкое распространение, ни-кем не были опровергнуты.
ЦОСКР несомненно является источником создания напряженности (в том числе и меж-религиозной) в нашем обществе. Следует отметить, что ашрам МосОСК на Беговой превра-тился в общежитие для иногородних и иностранных граждан, часто не соблюдающих пас-портный режим, некоторые из которых скрываются от призыва в армию. Кришнаитские торговцы на улицах Москвы вызывают множество нареканий своим агрессивным пристава-нием к прохожим и методам эмоционального шантажа — то есть по существу вымогатель-ства денег на ненужные людям книги. Любое противостояние подобному вымогательству вызывает ответную грубую агрессию вплоть до угроз физической расправы, а иногда и сами нападения.
Торговля производится под видом сбора пожертвований и, соответственно, выводится из-под налогов. Естественно, что все кришнаитские уличные торговцы (часто иногородние и иностранные граждане) работают без соблюдения правил Трудового кодекса.
Та ритуальная пища, которую члены ЦОСКР (и, в частности МосОСК) раздают прохо-жим на улицах городов, в особенности в летнее время (в виде крохотных пирожков, сладких шариков, и т. п.) готовится и раздается без наблюдения Санэпидемнадзора, который, кстати, засвидетельствовал неоднократные грубые нарушения санитарной ситуации в ашраме на Беговой.
Кришнаиты многократно указывали, что они успели «пострадать за веру» при советской власти. Однако история их появления в СССР полна загадок. Каким образом такой скан-дально известный иностранный религиозный деятель, как Свами Прабхупада смог не только получить визу в закрытый на все замки Советский Союз, но и, несмотря на свою экзотиче-скую внешность, ходить по улицам, общаться с людьми, обратить нескольких человек — и все это вне контроля спецслужб? Каким образом через несколько лет после этого группа иностранных кришнаитов сумела получить приглашение на Московскую книжную ярмарку и целый стенд для выставки продукции своего издательства «Бхактиведанта Бук Траст»? И это в годы, когда провоз даже одной Библии через границу был чреват очень серьезными проблемами! К сожалению, ответы на эти вопросы надолго закрыты в архивах КГБ.
Секта, обладающая громадными материальными ресурсами, предпринимает экстраор-динарные усилия (громко рекламируемые «гуманитарные» миссии, активная кампания в СМИ и т.д.) для улучшения своего имиджа в массовом сознании. А это призвано способст-вовать повсеместному распространению сектантского учения в нашей стране и, в конечном итоге, установлению в ней «идеального ведического» режима с тотальным брахманическим контролем и казнями несогласных. ОСК активно сотрудничает с такими «правозащитными» организациями, как контролируемая адвентистами и мормонами «Международная ассо-циация религиозной свободы», «Комитет защиты свободы совести» Глеба Якунина, и зани-мается политическим лоббированием. При этом, как будет показано ниже, МОСК тесно связано с индийскими и международными экстремистскими организациями.
В последние годы руководство МОСК, в попытке создать совершенно новый образ своей секты, пошло на целый ряд сенсационных признаний, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но теперь они исправлены: теперь они уже более не тоталитарная секта, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плю-ралистического общества. Значит, и относиться к ним нужно соответственно. Кришнаиты постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и другие права человека и утверждая, что в России их преследуют за религиозные убеждения.
При этом МОСК поддерживает тесные контакты с другими известными деструктивны-ми сектами, такими, как «Церковь объединения» Муна, «Сайентологическая церковь» Хаб-барда, «Семья» и др., а также с российскими неоязычниками-нацистами. Например, рос-сийское ОСК является одним из учредителей так называемого «Всемирного русского собо-ра» (не путать с респектабельным «Всемирным русским народным собором»), лидеры кото-рого занимают откровенно антихристианские, антиправославные и антисемитские позиции, заявляя о том, что принятие Православия (в их терминологии — «жидо-масоно-христианства») извратило российский путь развития и что наша страна должна вернуться к «многотысячелетней ведической традиции» — то есть к откровенному язычеству.
Вместе с тем ЦОСКР отдает себе отчет в том, что контакты лишь с маргинальными группировками недостаточны. Секта стремится к «официальному признанию» в качестве легитимной исторической всемирной религии, традиционной в том числе и для России. Но для подлинного укоренения в России (и ЦОСКР прекрасно отдает себе в этом отчет) секте необходимо заручиться признанием Русской Православной Церкви. Именно поэтому в по-следнее время ЦОСКР предпринимает чрезвычайные усилия для того, чтобы заставить РПЦ признать его в качестве равноправного партнера для межрелигиозного диалога и вступить с ним в официальные отношения. Необходимым условием для этого ЦОСКР видит измене-ние Определения Архиерейского Собора РПЦ (декабрь, 1994 г.) «О псевдохристианских сек-тах, неоязычестве и оккультизме», в котором говорится, что те, кто способствует распростра-нению подобных, по словам Определения, сект и псевдорелигий (к которым отнесено и МОСК), отлучаются от Церкви Христовой.
В своих многочисленных письмах в различные церковные структуры ЦОСКР требует от-менить определения Архиерейского Собора РПЦ и признать кришнаизм в качестве древней религии, с которой РПЦ вступила бы в официальный диалог. ЦОСКР использует все средст-ва, чтобы завязать переговоры с различными церковными структурами, в том числе и сино-дальными учреждениями, надеясь таким образом завоевать себе сторонников, которые представляли бы его интересы в РПЦ и стали бы его «агентами влияния». Нужно сказать, что все эти попытки были совершенно бесплодными. ЦОСКР не было принято ни в одной из официальных структур РПЦ, ни один из ее официальных представителей не вступал с ним в диалог. Думается, нет нужды говорить, что диалог с «Обществом сознания Кришны» сыграл бы на руку не только ЦОСКР, но и всем антиправославным, антихристианским и деструк-тивным движениям в нашей стране.

Отношение к МОСК в мире
В последние годы МОСК говорит о том, что его поддерживает правительство Индии. Действительно, индийское правительство с конца 1990-х годов стало лоббировать интересы секты. С чем это связано?
С 1998 г. большинство мест в индийском парламенте принадлежит умеренной коммуна-листской партии Бхаратия джаната, которая и формирует правительство. Коммунализм — это религиозно-фундаменталистский национализм. Исторически индуистский коммуна-лизм, с одной стороны, много заимствовал у европейского фашизма, с другой стороны, бли-зок по духу исламскому фундаментализму, с которым он состоит в диалектических отноше-ниях единства (идейно-типологического) и борьбы (политической). В политической борьбе первостепенное значение коммуналисты придают вождизму и насилию. С 1920—х гг. ин-дуистские фундаменталисты противостояли не только исламским фундаменталистам, но и влиятельным в Индии коммунистам, и находившимся у власти всю вторую половину XX века национал-демократам из Индийского национального конгресса, лидер которого Мо-хандас Ганди был убит в 1948 г. террористом, связанным с крупнейшими коммуналистскими партиями «Хинду махасабха» и «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС). Современный индуист-ский коммунализм сочетает стремление к модернизации Индии с индуистским мессианиз-мом и с враждебностью по отношению к другим религиям, прежде всего исламу и христи-анству.
В 1966 г., при активном участии РСС, для координации деятельности фундаменталист-ских объединений, работы среди индуистской диаспоры и прикрытия неоиндуистских групп, действующих на Западе, была создана одна из наиболее экстремистских коммунали-стских организаций — «Вишва хинду паришад» («Всемирное собрание индуистов»). Эта ор-ганизация пропагандирует насильственное обращение в индуизм христиан и мусульман из этнических индусов. С начала 1980-х годов «Вишва хинду паришад» (ВХП) проводит евро-пейские съезды. На съезде в Копенгагене в 1985 г. одной из целей ВХП был провозглашен «возврат» славян в их «исконную веру» — индуизм.
ВХП и созданная ею молодежная радикально-экстремистская организация «Баджаранг дал» постоянно провоцируют столкновениях между индуистами и мусульманами. Напри-мер, они выступили движущей силой в индо-мусульманском конфликте 1992-1993 гг., когда индуистские фундаменталисты разрушили мечеть Бабра Масджид в Айодхье и воздвигли на ее месте храм Шивы. Тогда в результате вспыхнувших беспорядков погибло более двухсот человек, а всего в подобных, разжигаемых коммуналистами, в том числе членами правящей партии, с начала 1990-х гг. погибло более 10 тыс. человек.
Приход к власти коммуналистов в 1998 г. ознаменовался обострением отношений с Па-кистаном, испытанием Индией ядерного оружия и началом гонений на христиан (речь идет о массовом уничтожении церквей, убийствах миссионеров и священников, в том числе и сожженных заживо, об изнасилованиях католических монахинь и даже о нападении на мис-сию почитаемой в Индии монахини Терезы Калькутской). Только в течение 1998 г. было убито 64 христианина. 23 января австралийский миссионер Грэхем Стейнс и двое его сыно-вей, 10-летний Филип и 8-летний Тимоти, были сожжены в своей машине в деревне Мано-харпур в восточноиндийском штате Орисса боевиками Баджранг Дал. 3 апреля был убит член ордена миссионеров милосердия 46-летний брат Люк Путтанийила. Он сопровождал груз лекарств для пациентов лепрозория. 24 марта группа христиан попала в засаду, устро-енную коммуналистами на дороге из Калькутты в Патну. Тела убитых были брошены на до-роге. Полиция закопала их и не сообщила об убийстве. Сотня воинствующих индуистов, поддерживающих правящую партию Бхаратия Джаната, выкрикивая антихристианские ло-зунги, сожгла около 300 экземпляров Библии в г. Раджкот (штат Гуджарат на северо-западе Индии). В селении Симдага на юге штата Бихар была зверски убита христианская семья: мать, отец и четверо детей в возрасте от 2 до 12 лет. Группа вооруженных фундаменталистов пыталась ворваться в церковь в г. Джхабуа (штат Мадхья-Прадеш). В этом же штате изнаси-лованы четыре католические монахини. В штате Гуджарат около 150 делегатов съезда хри-стианских миссионеров были избиты боевиками Баджранг Дал. Последней организации на-ряду с ВХП принадлежит ведущая роль в преследованиях христиан.
Коммуналисты всегда поддерживали прозелитические проекты неоиндуистских сект, а во второй половине XX в. — и некоторых псевдоиндуистских. В свою очередь, последние ви-дели в коммуналистах гарант своей «духовной натурализации». Так, после создания МОСК Прабхупада был «отлучен от общения» другими гуру возрожденного в XIX веке гаудия-вишнуизма (неокришнаизма), к которому он принадлежал ранее. Его последователей — бе-лых «брахманов» из Европы и Америки не пускали во многие традиционные вишнуистские храмы. Чтобы обрести признание в Индии, МОСК в 80-е годы начало активно сотрудничать с ВХП.
ВХП признает индуистами вообще всех, называющих себя таковыми и почитающих культурное наследие древней Бхараты (Индии только для индуистов). Само собой, признали они и последователей Прабхупады, тем более что МОСК стало одним из главных спонсоров ВХП. Отметил заслуги прабхупадовцев в деле распространения «индуизма» в мире и ны-нешний премьер-министр Индии, коммуналист А. Б. Ваджпаи, посетив в 1998 году откры-тие их храмового комплекса в Дели. Именно с его помощью российские кришнаиты наде-ются построить индуистский храм в Москве. Вообще подобное признание в фундаментали-стской среде получили почти все псевдоиндуистские секты, кроме особо скандальных и от-кровенно террористических. Однако надо заметить, что такое «признание» ничего общего не имеет с действительным приобщением к традиционному индуизму.
Следует добавить, что МОСК включено в списки опасных сект, составленных правитель-ственными органами Франции, Бельгии и Австрии. В Германии МОСК также причисляется к деструктивным сектам в издаваемых земельными правительствами противосектантских материалах (см., напр.: Informationen uber neue religioese und weltanschaulichenannte Psychogruppen. Senatsverwaltung fuer Jugend und Familie. Berlin, 1994.). В Греции местное от-деление МОСК было запрещено в судебном порядке в 1986 г. (решение Апелляционного су-да Афин № 7820/1986 от 27.06.1986).
Наконец, Межрелигиозный совет России, в который входят представители традицион-ных для России исповеданий, не поддержал строительство кришнаитского центра в Москве.
Необходимо отметить, что ни в одной из европейских (или американских) столиц власти не предоставляли землю МОСК в центре (или в приближенном к центру районе) для строи-тельства сколько-нибудь крупных или выделяющихся архитектурно культовых сооружений. Неужели Москва вновь окажется «впереди планеты всей»?
Несомненно и то, что начало сооружения кришнаитского храма на Ходынском поле бу-дет отмечено массовыми митингами и манифестациями православной общественности, и это противостояние может привести к самым непредсказуемым последствиям.

А. Л. Дворкин,
профессор, зав. кафедрой сектоведения ПСТБИ,
президент Центра религиоведческих исследований


Материалы и документы, подтверждающие представленные сведения, находятся в архиве Центра религиоведческих исследований.






ПРИЛОЖЕНИЕ
Прабхупада об отношении МОСК к индуизму
“Пытаясь вписать движение сознания Кришны в соответствующий историко-культурный контекст, многие люди отождествляют его с индуизмом. Но это заблуждение...
Существует ошибочное мнение, будто бы движение сознания Кришны представляет собой ин-дуистскую религию…
Иногда индийцы, живущие как в самой Индии, так и за ее пределами, думают, что мы пропо-ведуем индуистскую религию, но это не так…
Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой бы то ни было другой религиозной системой…
Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуи-стскую религию”. (Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура? // Наука самосознания. — Изд. “Бхактиве-данта Бук Траст”, 1991 г., с. 135, 141).