От Андрей С
К Александр Килим  
Дата 28.04.2004 11:12:19
Рубрики Политек;

Re: Заблуждения нет

>Приведенная Вами ссылка на литургический текст не позволяет сомневаться в том, что Господь после Воскресения первым явился Пречистой. Так что никакого заблуждения здесь нет. К сожалению, не запомнил, где у святых отцев читал об этом. Может братия помогут?

Частично данный вопрос затрагивается в статье Священномученика архиепископа Фаддея (Успенского) "Им явилась Сама Жизнь":
"Кто же они, жены-мироносицы, Святой Церковью ныне вспоминаемые? Их было много, но называют по именам евангелисты лишь некоторых. Среди них первое место занимает Сама Богоматерь, Которой прежде других явился воскресший Христос, как о том вспоминается в песнях нынешнего Богородичного канона преподобного Иосифа Песнописца. Явился Господь прежде других Своей Матери по плоти не ради Ее материнства, как то объяснял Он прежде (Лк. 11, 27—28), а ради Ее несравненных добродетелей, которыми Она, возросшая подобно лилии белоснежной чистоты среди терния, привлекла особое благоволение у Бога, названа Благодатною и сподобилась сделаться одушевленным Храмом Самого Бога, от Нее воплотившегося.
Правда, о явлении Богоматери воскресшего Христа в Евангелиях прямо не говорится. Евангелист Иоанн, сказав, что при Кресте Христовом стояла Богоматерь с другими женами (Ин. 19, 25), о явлении Ей воскресшего Христа не повествует. А евангелист Матфей, как бы вместо Богоматери, упоминает о предстоявшей Кресту Марии, матери Иакова и Иосии (Мф. 27, 56), и о том, что Мария Магдалина и другая Мария, видимо та же Мария — мать Иакова и Иосии, сидели против гроба (Мф. 27, 61). На рассвете первого дня недели пошли посмотреть гроб (Мф. 28, 1). Кто же эта другая Мария, Которая, видимо, и названа выше Марией, матерью Иакова и Иосии, как не упомянутая у Иоанна в числе предстоящих Кресту Богоматерь, называемая Иаковлевой или Иосиевой (Мк. 15, 47; 16, 1) по усыновлению Ею, обрученной Иосифу, детей его от первого брака: Иакова, Иосии и других? Если о Ней упомянуто лишь прикровенно, то, может быть, потому, что Она вообще любила, по глубокому смирению, слагать в сердце Своем словеса о Божественном Сыне, поскольку эти слова и дела касались Ее Самой (Лк. 2, 19, 51). Тем более, что жены вообще сначала не сказали никому о виденном у гроба по причине страха (Мк. 16, 8)".

http://vos.1september.ru/article.php?ID=200201801