От Юрий Геннадьевич
К Александр Д
Дата 29.04.2004 02:33:26
Рубрики Политек;

Re: Неделя жен...


То, что первой свидетельницей Христова Воскресения была Матерь Его, действительно никаких сомнений быть не может:

"По верованию св. Церкви прежде всех людей о Воскресении Христа была извещена Богородица: "первее убо, - говорится в Синаксаре на св. Пасху, - Воскресение Христово Божией Матери познаваемо бывает", т.е. прежде жен мироносиц и апостолов о Воскресении Господа возвещено было Богоматери. ...Из Евангелия мы видим, что апостолы и ученики Господа не вдруг верили Воскресению Его. И потому только одна Она, Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим, могла скорее, живее и тверже всех веровать Воскресению Господа, ...и сильнее всех других восчувствовать радость славного и спасительного Воскресения Сына Своего, Избавителя мира. И Матери Божией возвещено о Воскресении Иисуса Христа в ту самую минуту, как Он воскрес из гроба: Ангел, явившись Благодатней, вопиял Ей: "Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от гроба". Можно ли не верить и тому, что и Сам воскресший Господь после благовестия Ангела, тотчас, прежде всех, явился Пречистой Богоматери, чтобы утешить и обрадовать Ее Своим явлением? ...Св. Церковь не без основания в своих песнопениях возвещает: "Воскресшего видевши Сына Своего и Бога, радуйся со Апостолы, Благодатная Чистая" (Настольная книга для священно-церковно-служителей. Сост. С. В. Булгаков. Стр.561).

"Что Она видела Воскресшего Господа и радовалась о Нем, даже более, чем все другие верующие, на это указывают и церковные песнопения и св. Отцы. Кому, в самом деле, могла принадлежать преимущественная радость о Воскресении Господа, как не Той, Которая могла достойнее всех принять ее? Душа Пречистой Девы, глубже всех пораженная скорбию при виде страданий и смерти Сына Своего, не более ли нуждалась в утешении? Не способнее ли была и принять это утешение? И в ком другом, среди небольшого сонма избранных, как не в Матери Божией, могла найтись совокупность добродетелей и духовных совершенств? Итак, по высокому достоинству Пресвятой Девы, Ей принадлежала преимущественная радость о Воскресении Спасителя...

В церковных песнопениях находим следующие выражения:

"Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная, Чистая"!

"Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, возставша видевши, чистая, ликуй"!

"Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша днесь, во спасение всех, зрящи, чистая, добрая и непорочная в женах и красная, со Апостолы радующися, Того прославляй".

"Из мертвых видевши, Богородице, Твоего Сына и Бога возставша, исполнилася еси радости".

"Восток Солнца праведнаго показалася еси, Мати Дево, Егоже видевши воскресша из мертвых, якоже рече, и мiр весь просвещша, радовалася еси".

"Мертва и нага Твоего Сына висяща на древе зрящи, болела еси; абие же Сего воскресша тридневно видящи, веселилася еси, всенепорочная".

...Многие Отцы Церкви были того мнения, что Богоматерь и не покидала гроба возлюбленного Своего Сына в продолжение целой субботы, и первая видела явление Ангела с неба, отваление камня, опустевший гроб, омертвение стражей (иначе кто бы и поведал об этом? - Ю.Г.), пелены, полные смирны и алоя, и уже не заключавшие тела, видела Она и Самого Воскресшего, раньше Марии Магдалины... (Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. Изд. Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. М.: 1904. Стр.160-161).