"К удивлению многих, епископ Рязанский Кассиан стал заступаться за еретиков, в особенности – за своего старца Исаака Белобаева, которого привезли на Собор с Соловков. Более того, Кассиан стал хулить книгу преп. Иосифа, но вскоре за это последовало вразумление: епископа хватил удар, у него отнялись рука, нога и язык. Парализованный иерарх был отправлен на покой в монастырь".
"Другим великим подвигом преподобного Иосифа была его борьба против возникшей в России в XV веке ереси жидовствующих. Он решительно разоблачал еретиков и написал "Сказание о новоявившейся ереси" и "II слов", в которых изложил православное учение о Пресвятой Троице, об Ипостаси Господа Иисуса Христа, о втором пришествии Спасителя. Собранные впоследствии вместе и дополненные еще 5-ю "Словами", эти сочинения получили название "Просветитель" и в течение ряда веков служили руководством в Православном Богословии".
"Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей (духоборческих, христоборческих, иконоборческих), так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия - великую книгу "Просветитель".
"Если бы не было принято решительных мер - "погибнуть всему православному христианству от еретических учений". Так был поставлен вопрос историей".
"Богословские творения преподобного Иосифа составляют неотъемлемый вклад в сокровищницу Православного Предания. Как все церковные писания, вдохновленные благодатью Святого Духа, они продолжают быть источником духовной жизни и ведения, сохраняют свою богословскую значимость и актуальность".
Ведый от Божественных писаний, яко един уповающий на Господа поженет тысящи, и два двигнета тмы, не убоялся еси, преподобне, един со святым Геннадием сонмищу сильных поборников суетных лжеучений противустати, и оружием истины в конец сих поразил еси: вси бо разсеяшася, яко прах пред лицем ветра, тебе же благодарственно сердцем и усты взывающу: Аллилуиа.
Икос 11
“Веруяй в Мя, — рече Господь, — реки от чрева его истекут воды живы”. Сия убо в тебе оправдишася, досточудне Иосифе; не бо священным догматом богословия во училищи некоем наставлен был еси, но сам живою верою сердца взыскуяй Бога, истину обрел еси в слове Божии и писаниих отеческих и явился еси оплот необорим Православия. Темже взываем ти: Радуйся, лжеучителей злых лукавство разоривый; радуйся, сомнящихся в православней вере утвердивый. Радуйся, бодрый учения Христова защитниче; радуйся, боголюбивою ревностию возжженный светильниче. Радуйся, благопотребне во отечествии твоем возсиявый; радуйся, веру в делех жития твоего показавый. Радуйся, разумных и препростых благоискусный учителю; радуйся, ближних и дальних россиян просветителю. Радуйся, преподобне отче (наш) Иосифе, богомудре, чудотворче.
“Отцов красота, милости податель, рассуждения светильник, кротости учитель и ересей посрамитель”, - восхваляет Церковь преподобного Иосифа. Долгим иноческим путем, исполненным тяжкого труда, шел он к подвигу проповедничества, защитив чистоту веры и величие Церкви.
В непримиримую борьбу с отступниками вступил преподобный Иосиф. Разоблачению “хульников Христа, Богоматери” посвящен его главный труд - “Просветитель”. В 1504 г. на Соборе в Москве, в котором преподобный принимал самое деятельное участие, ересь была предана анафеме, а главные ее зачинщики, впервые в нашей истории, казнены как государственные преступники.
"С опровержением их лжеучения активно выступил свт. Геннадий Новгородский. По его просьбе прп. Иосифом Волоцким был составлен "Просветитель", в котором раскрываются основные истины христианской веры и даются ответы на обвинения жидовствующих. "Просветитель" явился первым крупным апологетическим опытом на Руси".
Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам вечера, посвященного 525-летию со дня основания Иосифо-Волоцкого монастыря
"Нельзя не упомянуть о литературной деятельности преподобного Иосифа. Его сочинение "Просветитель" стало достойным ответом на зародившуюся в высшем обществе ересь, отвергавшую главные христианские догматы, и представляет собой яркий образец церковной письменности конца ХV века.
Церковно-общественный деятель, яркий религиозный писатель, ревнитель чистоты Православной веры - таким Иосиф Волоцкий вошел в нашу историю".