От Вася
К р.Б.Игорь
Дата 16.08.2004 13:48:50
Рубрики Современность;

Воскресение

Хоть несколько часов в воскресный день посвящать Богу, хотя бы размышлениями и чтением духовных книг.

"... Праздники — это душ для души. "День седьмой — Господу Богу твоему", —

говорит заповедь. Долой все будничные заботы, серые мысли, грязные

желаньица, ноющую зависть, недоброжелательность! На один день отдайте

душу лучшим думам — думам о Боге, о любви, о вечности, о светлом мире

ангелов и святых, о бессмертии будущего (чтобы вам самим ;стать лучше,

чище, добрее). Стряхните с себя пыль житейской суеты, ибо благословил

Бог седьмой день, и освятил его (Быт. II, 3). Подумайте хоть в этот

день о душе, иначе вам грозит опасность, что дума о теле превратится

для вас в суть жизни.

В этом главное значение праздника. Это — день очищения, и этого требует
гигиена души.

Для человека немощного, мирского трудно жить постоянным устремлением к

Богу. Это требует непрерывных усилий и хорошо дисциплинированной воли,

ибо житейские мелочи постоянно стремятся овладеть сознанием и вытеснить оттуда всякую мысль о Боге. Бороться с этим напором постоянно, каждую
минуту, не отступая ни на шаг, часто не под силу обыкновенному
человеку, не искушенному в духовной борьбе. Церковь это знает и потому,
оставляя в распоряжении человека для его житейских дел шесть дней в
неделю, требует от него лишь один день особых усилий, чтобы ему вырваться из будничной сутолоки и напряжением духа хотя бы ненадолго подняться на очищающую и освящающую высоту. Это мудрая педагогика.

Когда разумный воспитатель обучает своих питомцев гимнастике, он всегда
на первых порах сильное напряжение чередует с продолжительными периодами отдыха: иначе легко надорваться. Так и в духовном воспитании:
подъем духовных сил в день праздника сменяется длительным духовным ослаблением будней и потому легко выдерживается даже слабым, начинающим христианином. Так мало-помалу воспитывается и укрепляется душа. Прежде чем бегать, надо научиться ходить.

Таким образом, установление особых праздничных дней, прерывающих течение будней, имеет духовно-воспитательное значение.

Трудно вообразить, что представляла бы собой жизнь без праздников.

Несомненно, нечто очень унылое, безрадостное. Случалось ли вам видеть фабричные города, где некоторые улицы сплошь состоят из фабрик и заводов? Более неприглядной картины, чем эти улицы, нельзя и вообразить. Серые, пыльные мостовые; грязно-красные бесконечно-монотонные корпуса, как коробки, без архитектурных

украшений, без узоров, без стиля, с рядами однообразных окон, затянутых мелким переплетом рам; бесконечная вереница длинных голых труб,

вытянувшихся к небу, как жерла пушек, и извергающих из своих пастей тучи едкого дыма ;и копоти. Чистого, ясного, лазурного неба не видно: оно все заплевано, загажено этими трубами и покрыто их серым дымом, как пылью. Нигде ни одного яркого, красочного пятна, которое оживило бы эту

монотонную жуть. Все серо, убого, убийственно скучно. Везде грязь, копоть, от которых никуда не спрячешься.

Таковы должны быть впечатления жизни, состоящей из одних будней без праздников. Но душа не переносит этого удручающего однообразия: она требует ярких, цветочных пятен, горящего солнца, смеющегося неба, песни жаворонка, радости жизни. Все это дает праздник. При религиозном, христианском отношении к нему он приносит столько радости, столько
чистых восторгов, что жаль становится тех людей, которые не получили церковного воспитания и никогда не переживали этого святого подъема праздничного настроения. Даже будни после праздника становятся как-то
содержательнее, осмысленнее и потому интереснее.
...

...Итак, праздники нисколько не уменьшают  производительности народного

труда. Но, конечно, для того, чтобы они приносили действительную пользу

человеку, очищая и возвышая душу, для этого необходимо проводить их

должным образом. У нас, к сожалению, праздник обыкновенно означает

только усиление житейской суеты. Гости, концерты, вечера, балы, театры,

посиделки, карты, выпивка — все роды развлечений, часто грубых, часто

безнравственных — все это намеренно пригоняется к празднику: в будни

некогда. Понятно, что проводить праздник таким образом вовсе не

означает посвящать его Богу или отдыхать. В результате получается лишь

утомление, какой-то мутный 'осадок, душевное отупение. Можно прямо

сказать, что гораздо лучше работать, чем наполнять время этой суетой,

отравляющей Душу.

Как же следует проводить праздники по-христиански?

Посмотрите на пример Господа Иисуса Христа. Что Он делает в субботу, то

есть в праздник?

У евангелиста Луки есть такое замечание: и вошел, по обыкновению

Своему, в день субботний в синагогу (Як. IV, 16).

Вот что было праздничным обыкновением Иисуса Христа: Он шел в синагогу,

то есть в молитвенный дом. У нас синагоги заменены храмами, и,

следовательно, наша первая обязанность — посещение храма.

Действительно, храм Божий и общественное богослужение
являются могущественным средством духовного воспитания,
просветления, очищения. "Действие Божественной литургии
велико... — пишет Гоголь. — Если только молящийся бла
гоговейно и прилежно следит за всяким действием, душа его
приобретает высокое настроение, заповеди Христовы стано
вятся для него исполнимы, иго Христово благо и бремя лег
ко". "Люблю я молиться в храме Божием,      говорит
о. Иоанн Кронштадтский, — особенно в св. алтаре, у престо
ла или у жертвенника Божия, ибо чудно изменяюсь я в хра
ме благодатию Божиею; в молитве покаяния и умиления спа
дают с души моей терния, узы страстей, и мне становится
так легко... я оживаю в Боге и для Бога... я делаюсь как
дитя, утешаемое на коленях матери; сердце мое тогда полно
пренебесного сладкого мира... ко всем чувствуешь дружество
и любовь, к самим врагам, и охотно их извиняешь и проща
ешь".

Храм внушает мысль о Боге и стремление к Нему. Даже внешний вид его:

эти позолоченные главы, похожие на горящие свечи с остроконечным языком

пламени, взвившемся к небу, зовут оторваться от земли туда, в высь, в

бесконечное. А богослужение и поучает, предлагая вниманию молящихся все

содержание христианства в ряде глубоких символических образов, и

утешает, и смягчает, и возвышает. Вот небольшой отрывок из письма

пятнадцатилетней девочки, передающий впечатления юной души под

действием богослужения: "Я пою Тебе чудную песню, Тебе, Высокому,

Светлому, посылающему в душу мою веяние неземного блаженства... Ярко

играют солнечные лучи, светлые и радостные на голубых сводах храма.

Нежно реет в вышине белый голубок и колышется в прозрачных струях

ладана. Мягкие, легкие струи незаметно поднимаются кверху. Смеющиеся

солнечные лучи прорезают их и падают на полукруглые своды... Как

прекрасен этот яркий день! Как ясно голубое небо! Как радостно-звонко

поют хвалу Тебе молодые, красивые голоса! Как дивно здесь, в Твоем

храме! Как горят все сердца чистою любовью к Тебе!.. Весь мир — великий

храм Твой, и все в этом храме прекрасное и светлое, и все поет Тебе

песнь звенящую и прекрасную, звучащую восторгом и нежною любовию: мы

любим, любим Тебя, о, Светлый, Высокий, Прекрасный!..

Тихо входим мы в полутемный храм и благоговейно преклоняем колени пред

таинственным алтарем Твоим. Неслышно летит вверх, к полутемным сводам

первая молитва трепещущих сердец, горящих беспредельной любовью к Богу.

Ровным светом теплятся впереди свечи. Плавно льются давно знакомые,

дорогие сердцу напевы... И из самой глубины взволнованной души несется

к Нему, распитому нами, страдающему за нас, любящему нас, горячая и

чистая молитва:

"Боже, Боже! Видишь Ты наше горе, видишь Ты тьму, в которой мы живем,

видишь, как рвутся души наши к свету Твоему!.. Из горячих, любящих

сердец несется к Тебе пламенная чистая молитва за тех, которые не знают

этого блаженства молиться Тебе, за тех, в душах которых нет ни искры

великой любви Твоей, согревающей и просвещающей сердца всех! О, они не

знают, какое блаженство чувствовать Тебя в сердце своем, какое

блаженство в любви к Тебе, как легко и радостно прощать все обиды людям

во имя Твое! О, Тебе, Великому, Милосердному, молимся мы: дай им хоть

на минуту понять Тебя, дай им хоть мгновение возрожденным и очищенным

от житейской грязи сердцем помолиться Тебе, дай им в сердцах своих

ощутить светлую и прекрасную любовь к людям! Пробуди в душах их все

хорошее, чистое, что исчезло под грязью жизни и что и сейчас еще спит

глубоким сном в их сердцах!"

Таковы впечатления чистого детского сердца от православного

богослужения, и так возвышенно настраивает храм!

Недаром древние христиане так ценили праздничное общественное

богослужение и так стремились к нему, что даже опасность смерти их не

останавливала.

Из истории Церкви известен такой случай.

В царствование византийского императора Валента одно время

свирепствовало тяжелое гонение на православных христиан. Особым эдиктом

запрещалось посещение православных храмов. Запрещение это

сопровождалось угрозой, что все, явившиеся к богослужению, будут избиты

в самом храме. Исполнение эдикта поручено было городскому префекту.

Рано утром, когда, по сведениям префекта, Должно было начаться

православное богослужение, он отправился к храму в сопровождении

вооруженного отряда. Он рассчиты-


вал, что императорский эдикт так напугает христиан, что никто не

посмеет прийти в церковь. Каково же было его удивление, когда он

заметил, что улицы, прилегавшие к храму, были полны христианами,

стремившимися к литургии. Особенно поразило его, когда! он заметил

выходящую из одного дома молодую женщину христианку с ребенком на

руках.

Слушай, — сказал он, —- куда Ты идешь?

В церковь, — отвечала она.

Но ведь ты знаешь эдикт?

Да, знаю, — спокойно промолвила она.

 

И ты не боишься смерти?

О, — сказала она, и ее глаза засияли восторгом, — я с
радостью умру за Христа!.. Смотри: все идут... Неужели я
могу пропустить такой случай — пострадать за Господа...

Но пожалей хоть ребенка... Зачем его взяла?

—      Я хочу, чтобы и он разделил мое счастье... Он доста
точно велик, чтобы исповедать имя Господа Иисуса Христа.

Префект был смущен, взволнован, потрясен. Эдикт императора не был

исполнен.

Так дорожили христиане храмом и богослужением. Понимая все значение

богослужения для христианского воспитания, VI Вселенский Собор изДал

даже следующее строгое правило о праздниках: "Аще кто, не имея никакой

настоятельной нужды, или препятствия... в три воскресные дни в

продолжение трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да

будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения".

Таким образом, посещение храма является первой обязанностью христианина

в праздник.
Вторая обязанность — благотворение. Этому также учит пример Господа,

исцелившего сухорукого в Субботу и тем показавшего, что в субботу

должно добро делать.

Наконец, все роды богоугодных занятий - домашняя молитва, чтение

душеполезных книг, религиозные беседы и т. д.-наиболее приличествуют

празднику, ибо этим и освящается праздничный день, как того требует

заповедь:

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в

них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему
(Исх. XX. 8-9)...."

http://vivanik.narod.ru/52-114.htm