От Павел Рузанкин
К Константин Гордеев
Дата 29.09.2004 03:35:09
Рубрики 1941; Холмово;

НОВОЕ РАБСТВО

НОВОЕ РАБСТВО
[«Православная Русь» №20(1617) 14/28 октября 1998. Автор не указан, т.е. заметка редакционная. Букву «ять» я заменил на «ẽ».]

Два крестьянина въ широкополыхъ шляпахъ ведутъ неторопливую беседу.
— Сдается мнẽ, — говоритъ одинъ другому, — что всẽ эти страхи насчетъ «Новаго мiрового порядка» изрядно преувеличены. Ужъ до насъ-то этотъ самый «порядокъ», во всякомъ случаẽ, не доберется.
Они не замẽчаютъ, что скамейка, на которой они сидятъ, и фруктовое дерево надъ нею, и вся ихъ деревня, и рẽка, и поле — на кромкẽ ножа колоссальнаго бульдозера съ надписью «Транснацiональныя корпорацiи».
Это — типичная карикатура въ латиноамериканской газетẽ, изъ серiи «Не до смẽху». До недавнихъ поръ «просвẽщенная» Европа брезгливо отворачивалась отъ такихъ досадныхъ сюжетовъ, но сейчасъ, похоже, не до смẽху стало и здẽсь. Отрадно, что въ числẽ поднявшихъ голосъ — православное духовенство.
«Новое рабство?» — озаглавлена статья священника Панкратiя Сандерса (Константинопольская Патрiархiя) в лẽтнемъ выпускẽ англiйскаго журнала “Orthodox Outlook”. Iерей Панкратiй пишетъ о характерныхъ перемẽнахъ, охватившихъ Великобританiю въ связи съ консолидацией «Европейскаго сообщества», перемънахъ, совершенно немыслимыхъ лишь нẽсколько лẽтъ тому назадъ. Всẽмъ извẽстна, напримẽръ, длительная исторiя борьбы рабочихъ Англiи за сокращенiе и упорядоченiе рабочей недẽли: въ результатẽ правительство гарантировало, что хозяинъ не можетъ никого заставить работать въ воскресные дни, и воскресенье было днемъ богослуженiй и семейнаго отдыха.
Было... Но по новому установленiю «Европейскаго сообщества», которое имẽетъ преимущество надъ нацiональными законами, рабочему полагается «не менẽе одного дня отдыха въ 14 дней, независимо отъ того, на какой день недẽли онъ приходится». И теперь въ воскресенье съ утра торговля идетъ по всей странẽ, а средства массовой информации убẽждаютъ публику, что нẽтъ лучше воскреснаго времяпрепровожденiя для семьи (или той ея части, которая не принуждена работать), какъ совмẽстная поẽздка по магазинамъ! «Замẽтьте, — пишетъ iерей Панкратiй, — что нынче у власти — та самая Лейбористская партiя, которая когда-то защищала интересы рабочихъ...»
Это, однако, можно было бы назвать цвẽточками по сравненiю съ «Многостороннимъ соглашешемъ о капиталовложенiяхъ» (The Multilateral Agreement on Investment), подлежащимъ окончательному утвержденiю въ концẽ текущаго года. «Почти никто не знаетъ о немъ въ Англiи, — пишетъ iерей Панкратiй, — о немъ извẽстно даже меньше, чẽмъ о Православiи». А смыслъ его между тẽмъ весьма простъ: освободить транснацiональныя корпорацiи отъ «ограничительныхъ рамокъ» нацiональныхъ правительствъ.
И дẽйствительно: нацiональныя правительства, какiя бы они ни были, все же какъ-то, хоть худо-бẽдно, но ответственны передъ своими гражданами, представляютъ и защищаютъ ихъ интересы. Но это же никуда не годится! Если какой-нибудь «гражданинъ мiра» рẽшитъ, что ему выгодно помẽстить свой капиталъ въ данной странẽ, почему это, спрашивается, разрẽшать какимъ-то тамъ мẽстнымъ жителямъ ставить ему палки въ колеса? И «Многостороннее соглашенiе о капиталовложенiяхъ» предусматриваетъ «судебную отвẽтственность передъ международнымъ трибуналомъ за дискриминацiю противъ иностранныхъ предпринимателей». А этотъ процессъ уже налаженный, вооруженныя силы НАТО стоятъ наготовь. Справьтесь въ Югославiи, если не знаете.
Подобныя соглашенiя, только болẽе слабыя, уже вошли въ силу въ рамкахъ «Сẽверо-Американской зоны свободной торговли» (NАFТА) — и мексиканцы уже привлечены къ международному трибуналу за отказъ разрешить свалку ядовитыхъ отходовъ изъ США. Но съ новымъ соглашенiемъ пока вышла небольшая заминка: власти США требуютъ особыхъ исключенiй для защиты — жителей своей страны? Что за наивная мысль! Для защиты нẽкоторыхъ компанiй (особо щедрыхъ на политическiя пожертвованiя) отъ международной конкурренцiи. Ничего, скоро разберутся: воронъ ворону глазъ не выклюетъ.
«Итакъ. — пишетъ iерей Панкратiй, — наша жизнь меняется, готовьтесь. Мы становимся рабами транснацiональныхъ корпорацiй. Мы будемъ работать и жить такъ, какъ выгодно имъ, и наши нацiональныя государства намъ больше не защита».
Интересно, что въ заключенiе авторъ какъ будто призываетъ Всемiрный Совẽтъ Церквей, въ которомъ такъ глубоко увязла Константинопольская Патрiархiя, отказаться отъ своихъ бредовыхъ и богохульныхъ идей и заняться вмẽсто этого совмẽстнымъ сопротивленiемъ «Новому мiровому порядку». Звучитъ вродẽ бы неплохо; бẽда только, что у штурвала въ томъ Совẽтъ стоятъ тẽ же, кто ворочаетъ рычагами того самого бульдозера.