От Николай
К р.Б.Евгений Коблов
Дата 17.11.2004 00:19:17
Рубрики Армия; Администрации; 1941; Холмово;

Прославление и канонизация не всегда тождественны

>Я и не думал хулить Иоанна Грозного. Я просто не знал, что он причислен к лику святых. Хотелось бы в таком случае почитать его житие... Ну и акафист посмотреть и, может быть прочитать. И ещё хотелось бы узнать, что явилось основанием для канонизации, чтобы отделаться от искушений, которые меня одолевают.
>р.Б. Евгений
Сергей Фомин о термине "канонизация":
А вот другая «пара»: прославление и канонизация. Первое слово исконно православное. Как известно, условий признания того или иного подвижника благочестия Церковью святым только два: почитание церковным народом и чудеса. Именно такому сознанию и соответствует понятие «прославление». В другом слове («канонизация») эти условия «не читаются»; в них звучит другое: утверждение, резолюция «священноначалия». Оно не только затемняет, а просто искажает смысл, внося чуждое Православию католическое понимание. Недаром в «Словаре церковнославянского русского языка», изданном в 1847 г. Императорской Академией наук, так прямо и говорится: «Канонизация - сопричтение к святым в римо-католической церкви».
Так, просто употребляя чужие слова, постепенно размывается православное сознание. (Понаблюдайте, кстати, за активным употреблением этих слов некоторыми нынешними высшими иерархами.) http://www.pravaya.ru/look/1292

Большое количество восточных святых никогда никаким собором не были "канонизированы" - из самых известных - Св.Николай Мирликийский, Св. Спиридон Тримифунтский, Св. Александр Свирский, - тем не менее мы знаем, что они святы и с Господом.

Об Царе Иоанне Васильевиче IV Грозном. В "Полном месяцеслове Востока" Высокопреосвященный Сергий помещает упоминание о нем и еще около 700 наших святых в Приложении 3-е.
"Русские святые и вообще особенно богоугодно пожившие, находящиеся в рукописных святцах, или в разных исторических памятниках, но не канонизированные. Они не находятся у преосвящ. Филарета черниговского в его книга : Русские святые". Сведения об них сообщаются для исторических соображений. Имена их внесению в месяцесловы для общего употребления и календари не подлежат. Хотя некоторые из них находятся в историческом словаре о русских святых, но дней празднования им не показано. Вообще в русской литературе в этом деле довольно неопределенности. Несомненно, что у Филарета в число святых внесены такие святые, которым и местно не совершается празднования, равно у него могли быть опущены такие, которым местно совершается празднование и которые у нас поставлены ниже в числе не канонизированных. Точное определение, каким святым местно совершается празднование, может быть определено оффициальным собранием о том сведений через епархиальныя начальства. Одно это может послужить к устранению неопределенности и разногласий писателей в отношении к этому предмету, что выражено и профессором Голубинским в его книге: "История канонизации святых в русской Церкви", стр. 256. В новейших сочинениях о русских святых: Барсукова, Леонида и преосв. Димитрия все и канонизированные и неканонизированные поставлены без различения одни вместе с другими. Кроме источников, показанных в I томе и начале II тома нашего месяцеслова, мы имели еще в виду книжки: "Русские подвижники XIX века" Е.Поселянина. Приложение к Русск.Паломнику март и июль 1900 г. и "Архангельский Патерик" иеромонаха Никодима, смотрителя Александро-Невского духовного училища. 1901 г.
Конец цитаты.

Хочу указать, что в этом же разделе Преосв.Сергий упоминает таких святых, как прославленные в будущем:
Преподобный Серафим Саровский,
Преподобный Амвросий Оптинский,
Св. Андрей Рублев, иконописец,
Димитрий Iоаннович Донской.